Актер-самоучка, король эпизода, народный артист России, родившийся в Украине, одинаково любимый в двух странах и на всем постсоветском пространстве, обаятельнейший Фома Брыль, напарник Коврова из новогодней сказки «Чародеи», — таким зрители запомнили Михаила Светина. Необычная фактура, блестящее чувство юмора, ярко выраженное комедийное амплуа Светина оказались востребованными в сотне полнометражных картин разных жанров. Многие из них вошли в золотой фонд советского и российского кинематографа.
Имя актера, данное ему при рождении, — Михаил Соломонович Гольцман. Родился Михаил в Киеве в декабре 1929 года в зажиточной еврейской семье. Мама работала воспитательницей в киевском детском доме, отец был рабочим. До революции дедушка по линии отца владел в Крыжополе бакалейной лавкой, и семья Гольцманов ни в чем не нуждалась.
Актерский талант мальчика проявился в детстве. У маленького Миши было отменное чувство юмора, он копировал своего кумира Чарли Чаплина и без труда заставлял хохотать зрителей. А ими становились и родные, и совсем незнакомые люди, внимание которых не стесняло Мишу. В 11 лет врачи обнаружили у Михаила туберкулез. Мальчика отправили в Крым, в санаторий. Но поправить здоровье Миша не успел: началась Великая Отечественная война. В эвакуацию в Ташкент Михаил Светин отправился вместе с матерью и братом, приехавшими его навестить.
В родной город, в дом на Малой Житомирской улице семья вернулась в 1944 году. Михаил Светин, тогда еще Гольцман, отправился в школу. Но после 8 класса парня отчислили за хулиганство и фонтанирующий юмор. Мини-концерты Миши на переменах и комедийные выходки на уроках учителя не одобрили. Настроить учеников на урок, когда в классе сидел будущий артист, было архисложной задачей. Михаил Светин поступил в музыкальное училище и быстро научился играть на гобое. В 1955 году парня призвали на службу. Музыканта определили в военный оркестр.
Служил киевлянин в батальоне самоходных артиллерийских установок в городе Умани, знаменитом своим Софиевским дендропарком. После демобилизации Михаил Светин пошел на третий курс музыкального училища, которое благополучно окончил. Став дипломированным музыкантом, Михаил Светин устроился преподавателем музыки в школе.
Но актерский талант рвался наружу, молодому человеку стало тесно в рамках педагога и музыканта. Он предпринял две неудачные попытки поступить в ГИТИС и Щукинское театральное училище в Москве. Приемная комиссия отказала юноше из-за маленького роста и речевых дефектов.
Столица не приняла киевлянина с распростертыми объятиями, но он не отступил и с мечтой стать артистом не расстался. Михаилу Светину удалось устроиться в театр Аркадия Райкина: начинающего актера взяли во вспомогательный состав. Но Светину трудно было удержаться в строгих рамках, и руководство театра указало ему на дверь, назвав безответственным и взбалмошным. Позже в интервью Михаил Светин с присущим ему юмором объяснил увольнение тем, что учил Аркадия Райкина, как правильно играть.
Творческая биография Михаила Светина началась на театральных подмостках в Камышине и Кемерово. Затем киевлянин выходил на сцены театров в Петропавловске, Иркутске и Пензе. Выходя на театральную сцену, Михаил Гольцман чувствовал себя некомфортно, когда произносили его фамилию. Поэтому он придумал творческий псевдоним Светин, взяв за основу имя маленькой дочери Светланы. Официально Михаил Соломонович Гольцман стал Михаилом Семеновичем Светиным в 1983 году, сменив имя в паспорте.
В середине 1960-х Михаила Светина взяли в труппу театра музыкальной комедии в Киеве. Спустя 6 лет он переехал в Ленинград, где вышел на сцену Малого драмтеатра. В 1980 году Михаила Светина заметил художественный руководитель Ленинградского театра комедии Петр Фоменко и пригласил в труппу. Для актера началась долгожданная светлая полоса в творческой биографии. На сцене он играл Победоносикова в постановке «Баня», узурпатора герцога Фредерика в «Сказке Арденского леса», Бригеллу в «Льстеце» по пьесе Карло Гольдони.
Михаила Семеновича начали приглашать играть в кино. В 1974 году на экраны вышла комедия «Ни пуха, ни пера», где Светин сыграл врача Семена Семеновича. В кадре актер появился с Аркадием Аркадьевым, Николаем Гринько и Александром Леньковым. В том же году вышла драма Элема Климова «Агония» о временах правления Николая I и заговоре с целью убийства Григория Распутина. Старца сыграл Алексей Петренко, Михаилу Светину достался образ Терехова. В фильме снялись Леонид Броневой, Анатолий Ромашин и Алиса Фрейндлих.
Но не этот, а следующий фильм принес актеру популярность. Режиссеры разглядели в Светине незаурядный комедийный талант. В середине 1970-х на экраны вышла «золотая» комедия «Афоня» Георгия Данелии. Блестящая режиссерская работа и звездный состав ленты, в котором нашлось место Михаилу Светину (он сыграл эпизодическую роль шофера Воронкова), превратили картину в киношедевр советского кинематографа.
В 1976 году Марк Захаров позвал Михаила Светина в комедию «12 стульев», где сына турецкоподданного Остапа Бендера сыграл блистательный Андрей Миронов. Киевлянину досталась роль инженера Брунса в 4-ой серии. И снова звездное окружение: Анатолий Папанов, Лидия Федосеева-Шукшина, Александр Абдулов.
Михаил Светин востребован в кино, каждый год выходит по нескольку картин с его участием. В 1980-м зрители увидели актера в комедии «Копилка» в роли Шамбурси. Это искрометная лента о скромном рантье, складывающем деньги от карточных выигрышей в копилку, чтобы раз в году отлично провести время с закадычными друзьями. Компанию Светину составили Зиновий Гердт, Игорь Дмитриев и Эрнст Романов.
В 1981 году Михаил Светин появился в шести лентах, среди которых комедия «Будьте моим мужем», на съемочной площадке которой Светин во второй раз встретился с Мироновым. А еще он появился в двухсерийном музыкальном фильме «Сильва» и мелодраме «Любимая женщина механика Гаврилова» с Людмилой Гурченко в главной роли. Михаилу Светину досталась роль «пентюха» Виктора Михайловича, театрального музыканта.
Светину досталась звездная роль в добром новогоднем фильме «Чародеи», в котором рассказывается об удивительных событиях в институте НУИНУ. Михаил Светин сыграл сотрудника института Фому Остапыча Брыля, работавшего в паре с Ковровым (Эммануил Виторган) в мастерской волшебной древесины. Комедия-сказка вышла в 1982 году. Песню о том, что «главное — чтобы костюмчик сидел», пела вся страна, а фильм стал поистине культовым. Многие без этой ленты, как и без рязановского хита, не представляют новогодних праздников.
Добрые, немножко нелепые и наивные герои Михаила Светина вызывали симпатию и улыбку зрителя. Преклонный возраст актера не мешал ему жить активной творческой жизнью. На театральной сцене Светин (с 1996 года — Народный артист РФ) играл министра финансов в спектакле «Тень» по пьесе Евгения Шварца, сэра Тоби Бэлча в «Двенадцатой ночи» и соседа Бени в постановке «Трудные люди».
Не менее насыщенной была работа Михаила Светина в кинематографе. Он появился в лентах «Человек с бульвара Капуцинов» (аптекарь), «Дон Сезар де Базан» (виконт де Монтехо), «Светлая личность» (Пташников), в комедии «Про бизнесмена Фому» сыграл председателя колхоза Зозулина. В первом десятилетии 2000-х зрители увидели любимого актера в «Золотом теленке» в роли зицпредседателя Фунта, в новогоднем мюзикле «Первый дома» (Фома Брыль), комедии «Парадокс» (ученый-математик) и фильме-сказке «Правдивая история об Алых парусах» (продавец тканей).
В 2010-м Михаил Светин в соавторстве с кинокритиком Еленой Алексеевой написал книгу «Разговоры по телефону: Мемуары». В ней артист в виде монологов и телефонных разговоров рассказал о жизненных ситуациях и комических случаях своей богатой творческой биографии, дополнив мемуары уникальными фотографиями. Последний фильм с участием Михаила Светина вышел в январе 2014 года на Первом канале. Это военная драма «Линия Марты», снятая режиссером Олегом Газе. Сюжетная линия — двойная, события развиваются в блокадном Ленинграде и в наше время. В картине снялись Алиса Фрейндлих и Василий Лановой. Светин сыграл Георгия Галанчика.
Плотный график актера в театре и на киностудии не помешал ему создать крепкую и счастливую семью. В 1959 году Михаил Светин женился на театральной актрисе Брониславе Проскурниной, выходившей с ним на сцену ленинградского Малого драматического театра. Артисты встретились в Камышине, и, несмотря на разницу в возрасте (Проскурнина моложе Светина на 12 лет), они прожили душа в душу 57 лет.
В браке появилась единственная дочь артиста Светлана Светина. Она родила Михаилу Семеновичу двух внучек — Анну и Александру, по которым дедушка очень скучал. Дочь вышла замуж и эмигрировала в Америку. Внучки Михаила Светина — творческие личности. Аня — выпускница художественной академии, Саша — копия дедушки, у нее отличный музыкальный слух, девушка играет на гитаре и фортепиано, поет, участвует в мюзиклах и спектаклях. Брат Михаила Светина — Леонид Гольцман — музыкант-гобоист, педагог и концертмейстер. Живет в Израиле.
В августе 2015 года 85-летнего Михаила Светина доставили в Гатчинскую районную больницу. Госпитализировали актера в воскресенье прямо из дачи в Вырице, где он отдыхал с женой и неожиданно потерял сознание. Неотложка доставила Светина в больницу, где врачи заподозрили инсульт и положили больного в реанимационную палату.
Вызванный из Санкт-Петербурга нейрохирург сделал Светину операцию, но его состояние ухудшалось. Перевозить Михаила Светина в институт им. Поленова, где он давно наблюдался, не позволили. Надежды родных и друзей на выздоровление не оправдались: смерть наступила 30 августа. Ее причиной стал геморрагический инсульт.
Похороны Михаила Светина состоялись 2 сентября. Попрощались с актером в родном Театре комедии имени Н. П. Акимова. Могила артиста находится на Санкт-Петербургском Серафимовском кладбище, памятник сделан по эскизу внучки-художницы Анны. На постаменте сидит грустный клоун, горестно обхвативший голову руками.