Жили-были две женщины. Они никогда не встречались, но их истории начинаются одинаково. Почему? Быть может потому, что их обеих воспитывали хорошими девочками. Или потому, что смыслом жизни обе видели заботу и обслуживание радости других. А может, еще и потому, что обе привычно и вежливо брали на себя ответственность за все происходящее вокруг них… В общем жили-были две женщины с тем распространённым когнитивным искажением, которое зовется долженствованием.
Наши долженствования живут на трех этажах дома, фундамент которого выложен кирпичами страха нашего детства: быть отвергнутым, брошенным, наказанным и непринятым. Первый этаж заселен долженствованиями типа «Я должен другим людям». И это про «быть хорошей дочерью/матерью/женой/соседкой/работником» и т. д. На втором этаже располагаются долженствования других людей по отношению к нам: что должны другие люди думать/делать/говорить и чего не должны. А третий этаж заселен долженствованиями по отношению к окружающему миру. Это то, чего мы ожидаем от природы, погоды, общества, ситуации в городе, стране и мире.
Долженствования, как и другие когнитивные искажения, формируют те ошибки мышления, которые, накапливаясь в виде поведенческих привычек, приводят к устойчивому сбою в программе рационального поведения. Например, они могут проявляться в привычке всем угождать. Это когда ты постоянно забываешь о себе для того, чтобы заниматься другими. Или привычке считать, что все должны жить и действовать согласно определенным правилам. Или в привычке требовать от себя совершенства и правильности во всем. Или в привычке подгонять реальность под свои ожидания, списывая на погрешности или игнорируя то, что в эти самые ожидания никак не вписывается.
К чему приводит жизнь, растворенная в долженствованиях? К внутреннему напряжению и неизбежным внешним конфликтам с теми, на кого эти самые долженствования и направлены.
Жили-были две женщины, истории которых начинались одинаково, а продолжились по-разному. Почему? Быть может потому, что одна из женщин научилась заменять слова-приказы в своей голове, звучащие как «должна» и «надо», свободным выбором из слов «было бы лучше», справедливо поддерживая их вопросами: «А кому/ для кого лучше?» и «Каковы последствия такого выбора?». Например, «Я должна задержаться на работе» заменяемое на «Было бы лучше, если бы я задержалась на работе», сдобренное вопросами: «Кому от этого лучше?» и «Какие последствия этого выбора?» отправляло женщину домой с чистой совестью и улыбающимся сердцем.
У каждого из нас свой внутренний мир, населенный представлениями и когнитивными искажениями. И вы знаете, далеко не все из них для нас самих одинаково полезные…
Клинический психолог