Арсений Иванович Мещерский занимает достойное место среди классиков отечественной пейзажной живописи.
Он брал уроки в студии Александра Калама, выдающегося представителя Дюссельдорфской школы, оказавшего значительное влияние на развитие европейского пейзажа XIX—XX вв.ека.
От него он взял любовь к эпичным горным пейзажам, ему обязан фотографически точной проработкой малейших деталей картин и мастерским использованием цвета и света для придания глубины видам природы.
Бесстрастные идеальные горы, озера, зимы Мещерского в лучших работах были не лишены щеголеватой элегантности, о чем свидетельствует пейзаж «Зима. Ледокол», приобретенный Третьяковым.
В 1878 году пейзаж экспонировался на Всемирной выставке в Париже под названием «Лес зимой».
Темой этого изысканного пейзажа стала заготовка льда — промысел, ушедший в прошлое после изобретения холодильников.
В конце зимы в России традиционно заполняли ледники льдом.
Для этого лед заготавливали на речках и прудах, затем глыбы перевозили на санях к ледникам.
Лед нарезали большими параллелепипедами, которые лошади вытаскивали из воды.
Промысел был тяжелым и достаточно опасным — иногда гибли лошади, иногда тонули люди.
Глыбы льда искрились и переливались всеми цветами радуги под лучами солнца, вдохновляя художников.
Кроме Мещерского этой теме, в частности, отдали дань Л.Ф. Лагорио («Возка льда», 1849),
И.К. Айвазовский («Ледорубы на Неве», 1877),
И.П. Похитонов («Заготовка льда», 1900), Фредерик де Ханен («Резка льда на Неве», 1913).