Если не считать троллей, которым нечего делать, и которые пишут ерунду вроде «лучше бы учил иврит, а не сидел в соцсетях» или «возвращайся в Россию и качай свои права там», большинство относительно адекватных моих оппонентов используют в основном два аргумента, ставящие на первый (и весьма поверхностный) взгляд под сомнение право получать образование на родном языке:
1] Невозможно преподавать на всех языках. Чисто физически невозможно. В мире 7 тысяч языков, попробуй-ка для каждого из них найти штат преподавателей.
2] Право получать образование на родном языке имеет «обратную сторону медали», поскольку приводит к разрозненности общества. Если каждый будет учиться в школе на своём родном языке, то как потом все эти люди будут интегрироваться в ВУЗах, а в дальнейшем и на рынке труда?
НА ОБА ЭТИХ АРГУМЕНТА Я ОТВЕЧУ ПРЯМО СЕЙЧАС:
1] Да, преподавание абсолютно на всех языках и вправду выглядит как не реализуемая на практике задача. Ни одна страна, пусть даже с гигантским бюджетом, не сможет себе такого позволить.
Но ведь и спасти всех больных, например, раком, тоже ни одно государство не в состоянии. Однако каждое нормальное государство обязано к этому хотя бы стремиться. Да, мы не можем вылечить всех больных раком, однако мы их не бросаем. Мы не говорим, что поскольку абсолютно всех больных раком вылечить невозможно, то мы не будем лечить их вообще. Это было бы глупо и жестоко.
Точно так же необходимо стремиться, чтобы как можно больше людей имели доступ к образованию на родном языке.
Согласно ЮНЕСКО, в наши дни 40 процентов населения планеты не имеют доступа к образованию на родном языке. Давайте сократим эту цифру хотя бы вдвое!
2] На мой взгляд, как раз наоборот. К разрозненности общества приводит не разнообразие языков преподавания, а отсутствие равенства возможностей в образовании. Если языковой барьер не позволяет ребёнку хорошо учиться в школе, это может отразиться на всей его дальнейшей жизни. И такой ребёнок, выросши, не сможет быть полноценным членом общества, так как не сможет реализовать свои способности и внести вклад в науку или иную сферу человеческой деятельности, требующую глубокого фундаментального образования.
В результате такой человек будет всю свою оставшуюся жизнь страдать из-за нереализованного таланта. И если при этом он не сопьётся или не станет террористом, то считайте, что ему ещё крупно повезло.