В 70−80-е годы XIX столетия проявился серьезный интерес русских живописцев к отечественной истории XVI—XVII вв.еков и ее осмыслению в художественных образах.
Творческая работа, посвященная историческим мотивам, по словам Ивана Крамского, «настолько интересна, нужна и должна останавливать современного художника, поскольку параллельна современности и поскольку можно предложить зрителю намотать себе что-нибудь на ус».
Московский художник Клавдий Лебедев, ученик Василия Перова и Иллариона Прянишникова, часто изображал сцены из боярской жизни: «Молодой боярин за столом» (1880), «Выход боярышни из церкви» (1881), «В Московском приказе XVII в.» (1898).
Историческая живопись позволяла мастеру показать характеры героев, используя красочность костюмов и особенности обстановки. Создавая разнообразные по замыслу жанровые сцены, художник смог достичь в них широкого обобщения.
Картина «Боярская свадьба» — первое историческое полотно Клавдия Лебедева, принесшее автору настоящую известность.
Художника привлекал колорит жизни XVII века, яркость нарядов, характеры людей прошлого. Русская свадьба — старинный ритуал, который, пройдя через века, сохранил свою самобытность и в XIX веке.
Многофигурная композиция в работе Лебедева получает кульминационное развитие: рифмы, паузы, аккорды цвета, полярный диапазон человеческих эмоций — все это создает стереоскопическую модель мира и времени. Персонажи, вещи, одежды и элементы предметного окружения одновременно соединяются и в увлекательный рассказ, и в живописную симфонию цвета.
Несмотря на то что Клавдия Лебедева по праву считают великолепным рисовальщиком, в этом произведении заметен и серьезный талант колориста.
Картину отличает большая живописность и свобода цветовой игры — темно-коричневый цвет интерьерного пространства и эффектно соотнесенные с ним синие, желтые, красные одежды персонажей.
Мастер метко продемонстрировал яркость и разнообразие характеристик и образов.
Произведение, экспонировавшееся в 1884 году на XII передвижной выставке, было встречено публикой неоднозначно. «Санкт-Петербургские ведомости» писали, что представленные в картине «типы невозможны, безобразны до крайности, на них противно смотреть».
Критик Владимир Стасов, напротив, считал, что самое привлекательное в работе Лебедева — это «типы и характеры, превосходно понятые и выраженные». В
1888 году художник Константин Савицкий, размышляя о развитии исторического жанра, в письме Виктору Васнецову отметил, что «москвичи будто главенствуют в этом; говорят, что большие вещи можно ждать от Лебедева».
Друг Лебедева, художник Владимир Маковский в «Некрологе» в 1916 году писал о художнике: «Простой, искренний, скромный — он по самой природе своей избегал всего крикливого, показного, эффектного.
Он никогда не прибегал к рекламе, искренне любил искусство, которому отдавался всецело…» Несомненно, внутренняя скромность мешала популярности Клавдия Лебедева, поэтому он не достиг блестящего успеха, хотя его произведения пользовались широкой известностью среди ценителей и любителей искусства.