Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Клавдий Лебедев - картина "Боярская свадьба"

В 70−80-е годы XIX столетия проявился серьезный интерес русских живописцев к отечественной истории XVI—XVII вв.еков и ее осмыслению в художественных образах.
Творческая работа, посвященная историческим мотивам, по словам Ивана Крамского, «настолько интересна, нужна и должна останавливать современного художника, поскольку параллельна современности и поскольку можно предложить зрителю намотать себе что-нибудь на ус».

Московский художник Клавдий Лебедев, ученик Василия Перова и Иллариона Прянишникова, часто изображал сцены из боярской жизни: «Молодой боярин за столом» (1880), «Выход боярышни из церкви» (1881), «В Московском приказе XVII в.» (1898).
Историческая живопись позволяла мастеру показать характеры героев, используя красочность костюмов и особенности обстановки. Создавая разнообразные по замыслу жанровые сцены, художник смог достичь в них широкого обобщения.

Картина «Боярская свадьба» — первое историческое полотно Клавдия Лебедева, принесшее автору настоящую известность.

Художника привлекал колорит жизни XVII века, яркость нарядов, характеры людей прошлого. Русская свадьба — старинный ритуал, который, пройдя через века, сохранил свою самобытность и в XIX веке.
Многофигурная композиция в работе Лебедева получает кульминационное развитие: рифмы, паузы, аккорды цвета, полярный диапазон человеческих эмоций — все это создает стереоскопическую модель мира и времени. Персонажи, вещи, одежды и элементы предметного окружения одновременно соединяются и в увлекательный рассказ, и в живописную симфонию цвета.

Несмотря на то что Клавдия Лебедева по праву считают великолепным рисовальщиком, в этом произведении заметен и серьезный талант колориста.

Картину отличает большая живописность и свобода цветовой игры — темно-коричневый цвет интерьерного пространства и эффектно соотнесенные с ним синие, желтые, красные одежды персонажей.
Мастер метко продемонстрировал яркость и разнообразие характеристик и образов.

Произведение, экспонировавшееся в 1884 году на XII передвижной выставке, было встречено публикой неоднозначно. «Санкт-Петербургские ведомости» писали, что представленные в картине «типы невозможны, безобразны до крайности, на них противно смотреть».
Критик Владимир Стасов, напротив, считал, что самое привлекательное в работе Лебедева — это «типы и характеры, превосходно понятые и выраженные». В

1888 году художник Константин Савицкий, размышляя о развитии исторического жанра, в письме Виктору Васнецову отметил, что «москвичи будто главенствуют в этом; говорят, что большие вещи можно ждать от Лебедева».

Друг Лебедева, художник Владимир Маковский в «Некрологе» в 1916 году писал о художнике: «Простой, искренний, скромный — он по самой природе своей избегал всего крикливого, показного, эффектного.

Он никогда не прибегал к рекламе, искренне любил искусство, которому отдавался всецело…» Несомненно, внутренняя скромность мешала популярности Клавдия Лебедева, поэтому он не достиг блестящего успеха, хотя его произведения пользовались широкой известностью среди ценителей и любителей искусства.

Опубликовала    16 янв 2024
1 комментарий

Похожие цитаты

«А давай махнём на природу! Возьмём холсты, краски, палитру!» «Давай! Но по литру мало. Возьмём по два!»

Опубликовал  пиктограмма мужчиныДежа-вю  18 окт 2011

#571603 У меня более полный вариант :)

Если видишь на картине
Нарисованы часы,
Но они из пластилина
И висят там как трусы,
Конь и слоник с ножкой длиной
Затерялися вдали,
Обязательно картина
Нарисована Дали.

Если видишь на картине
Нарисован целлюлит,
От которого мужчина
Без оглядки убежит,
Все раздеты и развратны

Опубликовал  пиктограмма мужчиныHunta  06 ноя 2013

Художник тихо сидел в углу. Он смотрел на лица людей,
а рисовал измученные души …

Опубликовала  пиктограмма женщиныДаре Мачавариани  29 апр 2021

Любая женщина художница, рисующая каждый день на своем лице картину. Бывает достаточно пары штрихов — и Леонарно да Винчи, а бывает изведешь всю палитру, а всё Пабло Пикассо.

Опубликовала  пиктограмма женщиныЛариса  11 ноя 2018

Работы художника потрясают нас не схожестью с оригиналом, а именно наличием того, что в оригинале есть, но мы не увидели.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныЕвгений Ханкин  06 мар 2020