Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Клавдий Лебедев - картина "Боярская свадьба"

В 70−80-е годы XIX столетия проявился серьезный интерес русских живописцев к отечественной истории XVI—XVII вв.еков и ее осмыслению в художественных образах.
Творческая работа, посвященная историческим мотивам, по словам Ивана Крамского, «настолько интересна, нужна и должна останавливать современного художника, поскольку параллельна современности и поскольку можно предложить зрителю намотать себе что-нибудь на ус».

Московский художник Клавдий Лебедев, ученик Василия Перова и Иллариона Прянишникова, часто изображал сцены из боярской жизни: «Молодой боярин за столом» (1880), «Выход боярышни из церкви» (1881), «В Московском приказе XVII в.» (1898).
Историческая живопись позволяла мастеру показать характеры героев, используя красочность костюмов и особенности обстановки. Создавая разнообразные по замыслу жанровые сцены, художник смог достичь в них широкого обобщения.

Картина «Боярская свадьба» — первое историческое полотно Клавдия Лебедева, принесшее автору настоящую известность.

Художника привлекал колорит жизни XVII века, яркость нарядов, характеры людей прошлого. Русская свадьба — старинный ритуал, который, пройдя через века, сохранил свою самобытность и в XIX веке.
Многофигурная композиция в работе Лебедева получает кульминационное развитие: рифмы, паузы, аккорды цвета, полярный диапазон человеческих эмоций — все это создает стереоскопическую модель мира и времени. Персонажи, вещи, одежды и элементы предметного окружения одновременно соединяются и в увлекательный рассказ, и в живописную симфонию цвета.

Несмотря на то что Клавдия Лебедева по праву считают великолепным рисовальщиком, в этом произведении заметен и серьезный талант колориста.

Картину отличает большая живописность и свобода цветовой игры — темно-коричневый цвет интерьерного пространства и эффектно соотнесенные с ним синие, желтые, красные одежды персонажей.
Мастер метко продемонстрировал яркость и разнообразие характеристик и образов.

Произведение, экспонировавшееся в 1884 году на XII передвижной выставке, было встречено публикой неоднозначно. «Санкт-Петербургские ведомости» писали, что представленные в картине «типы невозможны, безобразны до крайности, на них противно смотреть».
Критик Владимир Стасов, напротив, считал, что самое привлекательное в работе Лебедева — это «типы и характеры, превосходно понятые и выраженные». В

1888 году художник Константин Савицкий, размышляя о развитии исторического жанра, в письме Виктору Васнецову отметил, что «москвичи будто главенствуют в этом; говорят, что большие вещи можно ждать от Лебедева».

Друг Лебедева, художник Владимир Маковский в «Некрологе» в 1916 году писал о художнике: «Простой, искренний, скромный — он по самой природе своей избегал всего крикливого, показного, эффектного.

Он никогда не прибегал к рекламе, искренне любил искусство, которому отдавался всецело…» Несомненно, внутренняя скромность мешала популярности Клавдия Лебедева, поэтому он не достиг блестящего успеха, хотя его произведения пользовались широкой известностью среди ценителей и любителей искусства.

Опубликовала    16 янв 2024
1 комментарий

Похожие цитаты

Михаил Врубель - Царевна-Лебедь

«Царевна-Лебедь» была написана Михаилом Врубелем в период его работы над художественным оформлением оперы Николая Римского-Корсакова по мотивам сказки Александра Пушкина «Сказка о Царе Салтане». Партия царевны-лебедь была создана специально для супруги художника, оперной певицы Надежды Забелы-Врубель.

Из всех персонажей именно Царевна-Лебедь больше всего интересовала мастера.
Два природных начала — холодное и теплое, водяное и воздушное, темное и светлое — привлекали художника в этом образе…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  26 ноя 2023

Алексей Кившенко - картина "Военный совет в Филях в 1812 году"

Военный совет в Филях был созван Михаилом Кутузовым в подмосковной деревне Фили в избе крестьянина Михаила Фролова для решения вопроса об участи Москвы во время Отечественной войны 1812 года между Россией и наполеоновской Францией.

Совет проходил в обстановке секретности, без протокола, поэтому точное количество участников неизвестно. Барклай де Толли призывал покинуть Москву, но при этом сохранить армию.

Его главным оппонентом выступил Беннигсен, который настаивал на проведении сражения. Ве…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  13 дек 2023

Григорий Седов - картина "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем"

Перед бракосочетанием царя во все уголки страны обычно рассылались особые царские грамоты.
По их указанию выбирали самых красивых и знатных девушек со всей России и отвозили на смотрины в Москву.

По словам летописцев, из двухсот красивейших девушек для представления Алексею Михайловичу отобрали шесть лучших претенденток.
Исторический живописец Григорий Седов запечатлел на своем полотне сцену выбора царем суженой.

Живописный образ юного самодержца Алексея Романова Тишайшего соответствует дош…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  15 янв 2024