Жан-Леон Жером – «Истина, выбирающаяся из колодца, вооружённая плетью для наказания человечества», 1896. (Jean-Léon Gérôme; 1824 1904)
Одна из ипостасей Истины или Правды — это изображение её в живописи в образе голой женщины.
Принято говорить, что она как «голая правда», «голая истина». Почему и та и другая всегда нагие?
Ответ очень прост. Античные скульпторы, которые и ввели моду на аллегорические изображения, всегда лепили и рисовали Истину в виде обнаженной женщины. Вероятно, так они хотели выразить неприкрашенность, не укрытость Правды.
***
Истина всегда уязвима и нуждается в защите.
Ей угрожает недоверие, клевета, ложь, необоснованные подозрения и обвинения.
Её можно скрыть, подвергнуть сомнениям и недовериям, и даже убить…
Утопив на дне колодца, как свидетельствуют мифы и художественные произведения в виде серии картин на эту тему.
Жан-Леон Жером написал картину про убитую Истину. В качестве названия он использовал приписываемую Демокриту фразу «Истина лежит на дне колодца».
В 1894 году Жером написал картину с названием «Лжецы и лицемеры над убитой и лежащей в яме Истиной», на которой видны последствия жесткой расправы над женщиной в аллегорическом образе Истины, в то время как из её тела исходит ощущение правды. Позднее он смягчил свой сюжет, что мы и видим на картине.
Для особо чувствительных зрителей есть изображения женщин на целом ряде других картин в роли Истины более симпатичных, а не такие мегеры, как на этой картине.
Из колодца появляется женщина с угловатой фигурой, с озлоблённым и возмущённым выражением лица и с плетью в правой руке.
Её цель наказать тех, кто сомневается в предполагаемой претензии на истину, хотя для защиты истины и не стоить прибегать к насилию, используя лишь логику и убеждения…