Место для рекламы

Создатель легендарных «Мушкетеров» Георгий Юнгвальд-Хилькевич был не только талантливый режиссер, но и великолепный рассказчик. В изложении Хила, как любовно называют мастера друзья и коллеги, его долгая жизнь напоминает увлекательный роман.
***********************

КАК ХИЛА МЕССИНГ «РОДИЛ»
Так уж вышло, что для моего появления на свет третий оказался не лишним. Моя мама тяжелейшим образом перенесла смерть первенца, моего братика. В результате у нее долго не получалось забеременеть. И однажды папа устроил маме свидание со знакомым волшебником — Вольфом Мессингом. Тот только в глаза маме посмотрел и бросил: «Беременность наступит через два месяца». Ровно через два месяца, как по мановению волшебной палочки, наколдованный Юнгвальд-Хилькевич-младший оказался у мамы в животе. Как такие штуки удавались Мессингу — одному Богу известно!

КАК ХИЛ ПО МУКАМ ХОДИЛ
Науки я схватывал на лету, уроки делал на ходу, всё — в постоянной гонке, то на футбольном поле, то на мотоцикле. Длинные ноги несли меня по жизни, видимо, с превышением установленной скорости. И в четырнадцать лет я рухнул. Во время футбольного матча меня шарахнули бутсой по бедру. Утром в школу я встать не смог. Мама перепугалась, поставила градусник — сорок один и пять. Врачи понаехали: остеомиелит правого бедра с диким отеком и общий сепсис, от которого всё постепенно отказывало в организме. Отец притаскивал одного за другим светил медицины — тщетно. Спас меня ссыльный, тихо трудившийся в санатории чудо-доктор Соркин: сказал, что малейшая травма кости может закончиться ампутацией ноги, и закутал меня в гипс от подмышек до пят. Год я лежал, как кусок железяки, потом еще два года скакал то в гипсе, то в кожаном саркофаге-туторе. Еще пока я лежал, папа заказал мне в театре пюпитр, который ставили на постель, и я стал расписывать ткани: прилично зарабатывал, пополняя бюджет семьи (родители всё потратили на мое лечение), и был очень горд этим. Потом стал писать театральные задники — тканевый фон на заднем плане сцены. Так что после архитектурного института, куда поступал еще на костылях, пошел учиться в художественный. А режиссером стал для того, чтобы иметь больше свободы для воплощения своего художественного замысла. Ходить же без палочки я смог только к шестидесяти годам — когда мне в Канаде титановую «палочку» вставили внутрь, заменив бедро и тазовую кость. С тех пор мне еще заменили хрусталик в глазу на искусственный и вшили искусственное сердце, мое четыре раза останавливалось. Так что я как терминатор практически. Но счастлив. Совершенно и безоговорочно.

КАК ХИЛ ПОРОК ПОБЕДИЛ
Когда я лежал в гипсе, меня мучили малюсенькие отколовшиеся его частички. Эти крошечные заразы внутри шевелились, нога начинала чесаться — а почесать-то невозможно! Нестерпимый зуд продолжался не минуту-две, а месяц-другой! Единственный выход — отвлечься от своих ощущений. Учась этому, вырабатываешь волю. Уверен, только поэтому, будучи запойным алкоголиком, смог перестать пить — совсем и без всяких медицинских подпорок — и бросить курить.
А я курил по три пачки в день в течение тридцати лет, даже имел разрешение Госкино курить в павильоне. И то, и другое прекратил из-за мамы. Она была курильщиком с полувековым стажем, когда я сказал ей: «Мама, твоя жизнь на волоске, но врачи говорят, если не будешь курить, будешь жить». Она мне в ответ: «Бросай — и я брошу». Тут же раздавил прикуренную сигарету: «Я бросил!» Мама, железный человек, тоже раздавила: «И я бросила!» Вот с тех пор (мне было сорок) не курю, и она никогда больше не притронулась к сигарете. И прожила еще четырнадцать лет. Пить тоже бросил ради мамы. Однажды мой запой случился при ней. Она запрещала мне выпить. Я стонал: «Мама, я умру!» — «Лучше умри, Юра, чем видеть тебя таким!» Это были страшные слова: я знал, как она меня любила, потому понимал их цену. И «завязал».

КАК ХИЛ ФИЛЬМ С ВЫСОЦКИМ ПРОБИЛ
Высоцкий был не просто другом, он был для меня всем. Познакомился я с ним случайно и нехотя, когда сидел без дела в гостинице Одесской киностудии. Когда второй режиссер Говорухина пригласил меня: «Приходи, сейчас Высоцкий будет петь», — я отказался. К тому моменту единственное, что знал о Володе: он актер Театра на Таганке, который поет блатные песни. Но, проходя по коридору, услышал раздирающий душу фантастический голос и замер. Эта глотка меня потрясла! Нас познакомили. Я понял, что хочу одного — снять фильм по сценарию, написанному специально под Высоцкого. Приехав к маме в Ташкент, поделился идеей с Михаилом Мелкумовым, сценаристом номер один на «Узбекфильме». Тот откопал историю про Жоржа Бенгальского из воспоминаний Коллонтай — и мы сели за сценарий «Опасных гастролей». Наш сценарий почти моментально утвердили, но снимать Высоцкого не разрешали. Меня искушали: пригоняли на пробы Юру Каморного, Славу Шалевича, Славу Тихонова — я всем говорил, что это будет подставой для Высоцкого. И они всё сделали, чтобы не занять его место. Через полгода Высоцкого утвердили. Две трети картины Володя совсем не пил, а потом уехал в Москву и пропал. Ушел в запой. А в Советском Союзе за три отмены съемок закрывали картину, был план ежедневной сдачи определенного количества отснятых метров. Но я не мог потерять картину с Высоцким. В результате занялся уголовщиной: каждый день сдавал фальшивые рапорты об отснятых метрах, группа честно целый день сидела в павильоне, будто съемка идет. Все готовы были рисковать ради Высоцкого. И через полмесяца он приехал — слабый, но готовый работать. И мы все зажгли по-стахановски: вместо плановых тридцати пяти метров в день снимали по сто пятьдесят, пока не выравнялись до сданного по рапортам метража.

КАК ХИЛ МУШКЕТЁРОВ НА ГОРБУ ВЫВОЗИЛ
Фильм «Д'Артаньян и три мушкетера» рождался на моем горбу, и отнюдь не в переносном смысле. Бюджет был нищенский, техники нормальной нема. Мало того что снимали «Конвас-автоматом», самой поганой в мире — ручной! — камерой, из-за отсутствия операторской машины, чтобы снять что-то в движении, я высовывался в окно такси, ложился на живот, а оператор Саша Полынников мне на спину ставил этот самый «Конвас» пятнадцать — двадцать килограммов весом. Мы ехали параллельно скачущим или бегущим героям и снимали…

КАК ХИЛ НАСТОЯЩУЮ ЛЮБОВЬ ВСТРЕТИЛ
Я всегда восхищался женской красотой. Любимых женщин было, не знаю, сколько. Первая и вторая женитьбы ничего не изменили. Всё чудесным образом перевернул фильм «Узник замка Иф». Должны были начаться съемки, группа выехала в Ригу, а у меня не было актрисы на роль Гайде. Ассистенты присмотрели одну красавицу в хореографическом училище, но предупредили, что молода. Надирка только вошла — я обалдел: фигура изумительная, глаза печальные на пол-лица, губы — ой… Стали пробы снимать — врожденная органика. Никого не провожал никогда, ее вышел проводить до остановки, а по дороге в ювелирный магазин зашел, купил колечко, на пальчик ей надел: «На память тебе». Никаких постыдных мыслей не было: ей же семнадцать, мне — пятьдесят. Но сердце замирало, когда о ней вспоминал! Решил: нет, не стану ее в Ригу вызывать. И вот съемки уже начались, а актрисы на роль наложницы Монте-Кристо всё нет. Таня Чернова, второй режиссер на картине и моя жена, на собрании группы заявляет: «Хватит! Ты всех замучил. Есть такая девочка, которая сделает честь голливудскому кино». Я пристально взглянул на жену: «Таня, запомни эту минуту, ты сама этого хотела. Вызывай!» Надирка прилетела, вспыхнул роман, и-и-и… мы уже тридцать лет вместе! Она родила мне Нинку, в которую влюбился с первого взгляда так, как не любил никогда. У меня мозоли на коленках образовались, потому что всё время около ее кроватки стоял: читал ей Блока, Надсона, Вертинского. Теперь единственное, о чем прошу: «Господи, не оставь их своей любовью. Со мной. Или без меня».
************************
Георгий Эмильевич Юнгвальд-Хилькевич. Родился 22 октября 1934 года в Ташкенте, где его родители очутились, «бегая от репрессий». Мать Нина Ивановна Буйко — балерина, из русских столбовых дворян. Дед Иван Петрович Буйко служил полковником в царской армии, был комендантом Варшавы. В 1917 году перешёл на сторону большевиков.
Дед по отцовской линии Эмиль Иосифович происходил из польского шляхетского рода, владел железными дорогами в Польше. Не будучи коммунистом, он был депутатом Верховного совета пяти созывов, как главный режиссёр и художественный руководитель Ташкентского русского оперного театра им. Я. М. Свердлова и Государственного узбекского театра оперы и балета с момента основания.
В возрасте 14 лет Георгий, занимаясь спортом, получил травму ноги, вследствие чего заболел остеомиелитом и четыре года пролежал в гипсе практически без движения.
Боли были невыносимыми, он терял сознание, забывался на какое-то время и снова погружался в темноту. Отец смог чудом достать дефицитный в то время пенициллин, благодаря чему мальчика удалось спасти. А затем врач назначил лечение, основу которого составляла полная неподвижность. Подросток оказался практически полностью закован в гипс на целый год.
Родители, безумно переживавшие за единственного сына, выработали собственное отношение к его болезни. Мама просто сказала, чтобы он не смел жалеть себя, а думал о ней с отцом. Папа, как только сын смог хоть немного двигаться, принёс сыну специальный пюпитр, и мальчик расписывал ткани для театра, тем самым принося в семью деньги. Отец научил сына работать практически в любом состоянии, не думая о болезни.
В это время мальчик с удовольствием читал взахлёб произведения А. Дюма и О. де Бальзака. Как Георгий Эмильевич признался в одном из интервью, именно произведения Дюма «спасли его разум от сумасшествия».
В 1956 году окончил Ташкентский архитектурный институт, а в 1963 году — Ташкентский театрально-художественный институт имени А. Н. Островского. Работал художником в ташкентских театрах, художником на «Узбекфильме» и «Таджикфильме», был художественным руководителем Ташкентского мюзик-холла.
В 1966 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров и снял на Одесской киностудии свой режиссёрский дебют — фантастическую комедию «Формула радуги». В 1969 году Юнгвальд-Хилькевич выпустил сразу два фильма, один из которых — «Опасные гастроли» — принёс режиссёру первую известность. Главные роли в этом фильме сыграли Владимир Высоцкий, Николай Гринько, Ефим Копелян. В 1971 году Юнгвальд-Хилькевич поставил картину «Дерзость», отмеченную дипломом кинофестиваля в Праге.
Всесюзную славу и любовь зрителей Георгию Юнгвальд-Хилькевичу принесла киноэпопея «Д'Артаньян и три мушкетёра», снятая им в 1978 году. Этот фильм стал классикой советского кинематографа и превратил Михаила Боярского в кумира миллионов телезрителей. Не менее известными стали такие его фильмы, как «Ах, водевиль, водевиль…» (1979), «Сезон чудес» (1985) с участием Аллы Пугачёвой и Михаила Боярского, «Узник замка Иф» (1988) с Виктором Авиловым в главной роли, «Искусство жить в Одессе» (1989) по «Одесским рассказам» Бабеля в главной роли Алексея Петренко и продолжения истории о мушкетёрах.
В 1990 году переехал в Москву, где в 1997 году стал главным режиссёром, сценаристом и художником в Театре кошек Юрия Куклачёва.
В качестве художника-постановщика оформил множество спектаклей в театрах Одессы, Москвы, Ташкента, Парижа.
С 2003 года работал художником-оформителем в Театре Сатиры.
15 октября 2015 года, за неделю до своего последнего дня рождения, Георгий Эмильевич презентовал спектакль к 25-летию Театра кошек Юрия Куклачёва.
Скончался 11 ноября 2015 года на 82-м году жизни в Москве.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныБорис Перельмутер  13 ноя 2022
0 комментариев

Похожие цитаты

21.03.2018 Александр Аскольдов. Светлая память!
Ушёл…
Его фильм переиграл мракобесов.
Эх, друзья! Какие люди уходят!!! Умер кинорежиссер Александр Аскольдов!
«Ты хороший мужик, но на кой дались тебе эти евреи!» — говорили ему во время создания его единственного, но названного шедевром в киноэнциклопедиях мира, фильма «Комиссар», в котором он впервые в советском кино осмелился сказать о евреях и Холокосте. Стилистику заключительной сцены фильма «процитировал» Спилберг в своем «Списке Шиндлера»…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныБорис Перельмутер  26 мар 2021

Владимир Машков

Бабушка Владимира Машкова была итальянкой по крови и швейцаркой по паспорту, так что Машкова можно считать на одну четвертую итальянцем. Женщина приехала в Москву строить карьеру педагога, вышла замуж за мужчину с типичными русскими именем и фамилией: Никифор Иванов; от него она родила дочь Наталью, будущую маму актера. Наталья Иванова связала жизнь с кукольным театром, была талантливым режиссером и написала научное исследование, посвященное любимому делу. Она принесла свой труд на суд Сергею Об…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныБорис Перельмутер  01 июн 2021

6 октября 1973 года 48 лет назад началась самая тяжелая, самая важная и определяющая последующее существование Израиля война — «Война Судного дня» или «Война Йом Кипур». Она началась с одновременной внезапной атаки египетских войск с Юга и сирийских войск с Севера во время главного иудейского праздника Йом-Кипур. В этот день жизнь в Израиле замирает — не работает транспорт, выключены радио- и телеканалы, синагоги переполнены молящимися. Для оповещения и сбора военных и резервистов армейские курь…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныБорис Перельмутер  07 окт 2021