Трагические события происходящие на постсоветском пространстве, начиная с Украины и до попытки свержения власти в Казахстане, обозначили болевое и слабое место нашего общества. Выяснилось, что самый непреодолимый соблазн для него, не в жажде обогащения любыми способами, а ненависти. Оправданная агрессия: «Круши все вокруг, правда на твоей стороне!».
В людях накопилось очень много ненависти, и она стремится вырваться наружу, в оправдательной форме. Побить неприятного тебе человека или сбить его машиной — это тюрьма, да и общество не поймет. А вот если этот человек сотрудник силовых структур, а вы участник протестов — это меняет дело, избить или переехать автомобилем как бы уже и можно. И призывать в соц. сетях к расправе над вредным соседом, никто на такое не решиться, а личные данные силовиков и их близких выкладывают в сеть на общий доступ, именно с такими целями.
Будучи ещё молодым человеком, я никогда не участвовал в каких либо протестных движениях. А тому кто пытался меня туда втянуть, говорил что хорошо и внимательно изучил роман Шолохова под названием «Тихий Дон».
Там почти в каждой главе кого-то убивают, казнят пленных, расстреливают мирных жителей, и делают это как красные, так и белые. Главный герой, Гриша Мелихов, блуждающий в этих революционных дебрях, то вызволяет кого-то из плена, то рыдает по убитому красноармейцами брату, то защищает есаула Чернецова, при чем все его попытки безуспешны. То уже сам лично порубил шашкой плененых матросов, и после этого горько плачет, из-за того что натворил. Читаешь все это и просто изумляешься. Вроде бы непримиримые враги, ведут борьбу за разные идеи, а действия и методы одинаковые.
Эта книга стала для меня противоядием от призыва «Круши все вокруг, правда на твоей стороне». Я хорошо усвоил урок, в правильности которого в дальнейшей жизни не раз убедился. Соблазн на право ненависти к чему-то или кому-то, разрушает человеческую душу. Ненависть это не эмоциональная и не чувственная составляющая человека, это духовное заболевание, которое позволяет человеку рассчеловечивать других людей, и через это причинять им страдания без малейшего чувства вины.
Есть ещё один пример в классической литературе. Произведение Гюго «Отверженные». Где Жана Вальжана осудили на 19 лет каторжных работ, за то что он украл хлеб. Бесспорно у него имеются веские основания, ненавидеть весь мир, но это так калечит его душу, что он легко отвечает злом на сделанное ему добро (обворовывает человека, который его приютил). Вот что значит ненависть, а началось все с чувства справедливости.
Так губительно и разрушающее, ненависть влияет на душу человека.
Наивно полагать, что это не про нас, мы так себя никогда не поведём… Поведёте. Потому что ненависть имеет разрушительное воздействие на человека: она кружит голову. И поэтому, попытки человека добиться торжества справедливости, увеличивают зло в мире, в кратном размере. Все революции свершаются во имя справедливости, и все они в начале окутаны ореолом романтики. А в итоге — боль, кровь и смерть.
Вот так выглядит на самом деле наша земная справедливость. Слепая, беспощадная, хорошо приправленная злобой. Такие наши моральные ориентиры, бессердечные, двуличные и с фарисейской мыслью что, «я не таков, как прочие люди» (Лк. 18. 11).
Взять к примеру злобу людскую, такую как истязание, жестокость. Людская злоба всегда оставляет незаживающие раны в душе человека, или калечит его тело. Это то место, где сходятся доброта и злоба или невинность…
Может так получится, что жертва возьмёт верх над мучителем, и с ненавистью начнет ему мстить, тем самым сделав уже из него жертву. Но это ничего не изменит в отношение злобы, ни в отношении мучений, потому что ситуация кардинально изменилась, и жертва поменялась местами с мучителем, этим зло просто умножилось…
Невинно принять страдания, означает получить право ходатайствовать перед Богом за своего обидчика. И это не наивные и высокопарные суждения. Это слова подкрепленные священником прошедшим афганскую войну в качестве военного врача и участника второй чеченской компании. Будущий священник, часто облегчал предсмертные страдания, раненых, искалеченных боевиков, которые считались его врагами. Он следовал не узким путем человеческого понятия о справедливости, а шел тропой христианской морали. Это то самое оружие с помощью которого он одерживал победы в духовном мире.
Желание справедливости ведёт к бесполезному «марафону ненависти».
В конце романа «Тихий Дон», Григорий Мелехов выкидывает свою винтовку в реку. Он поборол чувство ненависти, несмотря на казнь брата, смерть любимой, вражду со стороны бывшего товарища, ставшего ярым коммунистом.
Меня не трогает, что там пишет крупным шрифтом очередной клавиатурный эксперт. Меня трогает, что говорит Библия. Желание справедливости ведёт к «марафону ненависти», но Бог знает как остановить этот бег.
«Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. (Мф. 5, 4344).