Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

---- ЖЕНСКИЕ ДУЭЛИ — ИСТОРИЯ ПОЕДИНКОВ, КОТОРЫЕ БЫЛИ КРОВОЖАДНЕЕ, ЧЕМ МУЖСКИЕ ---

- Женские дуэли были беспощаднее мужских, погибали в них чаще (и зачастую оба бойца). Однако и викинги, и средневековые простолюдины, и дворяне Нового Времени не видели в них ничего предосудительного. Нравы тогда были пожестче и женщина вместо развода вполне легально могла зарубить мужа на суде. Отвратительные мужики рассказывают о том, как женщины решали вопросы имущества и чести в боях, от описания которых становится жутковато.
Вероятнее всего, культура женских дуэлей (и дуэлей вообще) берет свою основу в средневековой традиции судебных поединков. В те времена правосудие решало особо запутанные дела, назначая так называемый «Божий суд», во время которого истец и ответчик с оружием в руках доказывали собственную правоту самым жестоким образом. Считалось, что высшие силы защитят правого, и он обязательно победит даже более сильного соперника.
Подобный обычай бытовал и у скандинавов, у которых для подобных развлечений выделялись небольшие безлюдные острова. Даже название такого поединка, «Хольмганг», дословно переводится как «прогулка по острову».
Средневековые жители немецких княжеств переняли этот обычай, причем особенно расцвел он в городах.

Но все это раннее средневековье, да и сословье противников было не слишком благородным. Но как же период Высокого Средневековья, когда этикет диктовал благородным дамам следовать образу Damsel in distress, пассивно ждущих своего избавителя?

Хосе Ривера, «Женская дуэль», 1636
Во время поединка, состоявшегося в 1552 году в Неаполе, две знатные дамы — Изабелла де Карази и Диамбра де Петинелла — дрались в присутствии маркиза де Васта. Дуэль состоялась из-за молодого человека по имени Фабио де Зересола. Схватка валькирий так поразила неаполитанцев, что даже в следующем столетии они обожали вспоминать эту историю. Именно со слов старожилов художник Хосе Ривера в 1636 году создал полотно «Женская дуэль», которое можно увидеть в галерее Прадо.

Кроме того, некоторые средневековые хроники украшались странными картинками, на которых дамы в платьях на конях сражаются в поединке друг с другом или рыцарями. Правда, иногда в их руках не копья, а прялки, по форме напоминающие копья, но с комком пряжи вместо острия. Так как до нас не дошло ни одного достоверного сообщения о таких конных поединках, следует думать, что это все же плод фантазии или сатира монахов-хроникеров.

Но время шло, наступила эпоха Ренессанса, и дамы, готовые драться на дуэлях, проявили себя во всей красе. Несмотря на все запреты властей, дуэли были невероятно популярны среди дворян, и женщины благородного происхождения принимали в них активнейшее участие. При этом их жестокость поражала современников, ведь по статистике восемь из десяти женских поединков заканчивались смертью, тогда как у мужчин погибали всего лишь четверо из десяти.
Милые дамы выбирали самые неожиданные места для сведения счетов. Например, две благородные итальянские сеньоры 27 мая 1571 года приехали в монастырь святой Бенедикты и попросили келью для уединенной молитвы. Когда напуганные шумом монахини ворвались в комнату, одна сеньора уже была заколота кинжалом, а вторая умирала от ран.

Поводом для поединка могло стать что угодно, даже красота соперницы. Вульсон де ла Коломбьер, живший в 17 веке, упоминает о дуэли, состоявшейся на бульваре Сен-Антуан в Париже. Две красавицы Бопрэ и Арли так невзлюбили друг друга, что бились на шпагах, прямо на улице, стараясь попасть противнице по лицу и груди. В итоге обе выжили, но уже не были красавицами из-за ужасающих шрамов.

Особенно популярны оказались драки за благосклонность влиятельных и красивых мужчин. Так, например, в 18 веке две знатные французские дамы — маркиза де Несль и графиня де Полиньяк — сражались на дуэли за место фаворитки герцога Луи де Ришелье. Это был дальний родственник знаменитого героя романов Дюма, да и знаем мы о поединке из его дневника, где он смаковал подробности. Что тут говорить, если король Людовик XV, чьим фаворитом он был, называл его «мое милое ничтожество». Впрочем, дамы отделались легким испугом и небольшими ранами, а победительница сохранила свое место фаворитки.

К сожалению, так хорошо все заканчивалось далеко не всегда. В Мехико некая Марта Дюран и Ханна Луна схлестнулись из-за прекрасного дона Рафаэля Рикельма. Причем сам юноша был приглашен на судьбоносную дуэль как почетный гость. Однако вид диких женщин, залитых кровью, а также рана от шпаги на груди убитой Марты так напугали красавца, что он сбежал и, как утверждает автор источника, «больше его никогда не видели».

Часто дамы не брезговали различными подлыми уловками во время поединков. Иногда они смазывали клинки шпаг ядом, или сильнодействующим раздражающим средством. Бывало, подговаривали секундантов (тоже, кстати, девушек) напасть на соперниц.

Иногда бой проходил с обнаженным торсом
Считалось, что, во-первых, женская одежда стесняет движения, а, во-вторых, корсет может слишком хорошо защитить от ударов клинка, да и спрятать под ним броню было гораздо легче. Ну и, в-третьих, кусочки одежды могли попасть в рану, что привело бы к заражению. Разумеется, такой поединок проводился в чисто женском обществе, даже слуги-мужчины должны были отойти на приличное расстояние и ждать отвернувшись, пока их не позовут.
-- В Россию мода на дворянские дуэли пришла из Европы, и особенно ярко они проявили себя во времена Екатерины II, которая и сама в молодости дралась на дуэли с троюродной сестрой, так что на шалости своих подданных смотрела сквозь пальцы. В эту эпоху прославилась и княгиня Екатерина Воронцова-Дашкова, которая в 1770 году, во время пребывания в Лондоне, поссорилась с местной аристократкой, немедленно отправившись драться с ней на шпагах в саду. Получив незначительные раны, дамы разошлись с миром.

Позже, в 19 веке, дворянки организовывали свои закрытые дуэльные клубы, для прикрытия называвшиеся «литературными салонами». Так в салоне некой госпожи Востроуховой, по некоторым данным, в 1823 году прошло семнадцать женских поединков. Конечно, столичная мода докатывалась и до провинций, и вот, в июне 1829 года, помещицы Ольга Заварова и Екатерина Полесова сражаются на саблях своих мужей, при этом так рьяно, что погибают обе. Их дело подхватили взрослеющие дочери, и через пять лет уже Александра Заварова зарубила Анну Полесову на такой же дуэли, о чем она с удовлетворением записала в своем дневнике, откуда мы и знаем
К началу 20 века дуэльная лихорадка сошла на нет, превратившись в фарс. К примеру, из-за внимания известного композитора Листа французская писательница Жорж Санд дралась на ногтях с возлюбленной композитора, Марией д’Агу, а их избранник сидел в это время в соседней комнате и ожидал финала схватки своих фурий.
К счастью, в наше время девушки не так часто используют оружие для доказательства своей правоты, хотя интернет пестрит видео жесточайших женских драк, но тут хотя бы используют лишь кулаки и ноги, так что летальный исход редок".

Опубликовал    23 янв 2022
0 комментариев

Похожие цитаты

Когда в семье складывается конфликтная ситуация, сразу задайте вопрос друг другу: «Ты хочешь быть Прав или Счастлив?» :)))

Опубликовал  пиктограмма мужчиныDen34  25 мар 2013

Находясь в замечательнейшем расположении духа, тихо, сама с собой, веду беседу: «Да… живёт, бедный муж и мучается… Это надо же, двадцать лет характер мой скверный терпит!»
А потом… ка-а-ак вспомню все обиды, им нанесённые, и ну, давай, себя оправдывать: «И поделом ему, подлецу! Вот и пусть с такой стервой до конца дней своих мается!»)

Опубликовала  пиктограмма женщиныРозбицкая Наталья  10 сен 2013