СКРИПКИ НАДЕЖДЫ. «КАДИШ»
Было ль это — вы спросите — да или нет?
- Говорю вам, что да — вы имеете право
На сомнения — после восторженных «браво»
Музыканты ушли, кто в фойе, кто в буфет.
Инструмент каждый был тёплой тканью согрет —
Скрипки вместе с альтами лежали на стульях —
Привечал их в тот вечер Париж или Цюрих,
А, возможно, что Рим, и, в какой-то момент,
Средь антракта, в звенящей тиши грустный альт
Вспоминать стал, как ночью из города Кельце
Под охраной его привезли в Бухенвальд
И затем разлучили с любимым владельцем,
Как прощались навек и рыдал музыкант,
И плясали на стенах зловещие блики,
И привычная жизнь превратилась, вдруг, в Ад,
Смолк… Послышался голос красавицы-скрипки,
И поведала скрипка про Львовский погром,
И о плети в руке жизнерадостной фрау,
И о воплях соседей «Жиды, поделом!»,
О своём расставании с Ривой в Дахау.
И продолжила далее виолончель
Разговор, и потупили ангелы взоры,
И ожили Абрам и весёлый Марсель,
Но явилась и жуткая явь Собибора.
…За рассказом рассказ, за судьбою судьба,
Скрипки бросили вызов отъявленным бесам:
К трону Б-га молитва — нацизма судья
Ввысь взметнулась — «Кадиш» воспарил в поднебесье.
И плывёт по бездонной Вселенной «Кадиш»,
И планеты, заслушавшись, смежили вежды.
Соло стройные шествуют, в паузах тишь.
Весь ансамбль называется «Скрипки надежды"*.
P. S. И глядят осиянные Звёзды Давида
Со скрипичных, искусно настроенных дек,
Из которых любая страданьем увита,
И почтительно время смиряет свой бег.
Прим. на этот текст композитором Ури Бренером написана баллада для меццо-сопрано и струнного квартета. Премьера состоялась в Израиле. *Название инструментов, принадлежащих узникам концентрационных лагерей, и реставрированных Амноном Вайнштейном (светлая память!)
Игорь Хентов