Сей опус есть сатира на страну и ода ее незабвенному царю!..
Автор, Антон Рай, и чтец, Алексей Дик, как говорится, сделали мой день. Прослушал с философским наслаждением сей опус, пардон, сие фантасмагорийно-юмористическое произведение, получив глоток свежего воздуха на этом фантастикой и мистикой заезженном сайте А-книга. В беллетризованной манере, своего рода либретто философии, автор раскрывает такие темы, как: философ и детство, философ и любовь, философ и церковь, философ и работа, философ и реальная действительность, философ-царь, философ и бессмертие и то, как философ задолбал всех до ужаса практичных людишек своими платоновскими диалогами, при этом словом поощряя всех тех, кто станет на стезю философствования и любви к мудрости, ибо такая любовь раз и на всегда.
Условия возникновения философии как образа жизни, а тем более как науки, возникают, именно в классовом обществе, где есть несколько классов: те, кто должен думать лишь о хлебе насущном — класс мирян или плебеев, те кто должен обращать мирян в веру — класс религиозных аристократов и класс так называемых философов, кто должен задаваться вечными вопросами и ставить под сомнение как веру в бога, а значит, религию, так и власть царя, думая о вечном.
Истинный философ, согласно философии ГГ — это тот, кого не хотели рожать, кого никогда не полюбит девушка, чтобы от него родить; тот, кто считает, что надо работать ради удовольствия, да и вообще жить ради этого (эпикурейство), тогда, как удовольствие для ГГ в том и заключается, чтобы совокупляться в философском экстазе с мудростью, то есть идти по пути фройдовской сублимации; тот, кто будет создавать свою реальность в реальности и, в конце концов, тот, от которого откажется даже сама госпожа Смерть с косой, тем самым себя обессмертив.
Вспоминаются слова Сократа:
«Женись непременно! Попадется хорошая жена — станешь счастливым. Плохая — станешь философом.»
Трудно не согласиться с корифеем от философии, с этим мужественным человеком, понимая, что философами от хорошей жизни не становится, равно как и писателями. Киник, как всегда, был прав.
Когда слушаешь главу «Философ на троне», где ГГ став царем, ратует за справедливость, невольно вспоминается реальный исторический персонаж — римский император Марк Аврелий, философ на троне, рассуждающий о четырёх кардинальных добродетелях и их взаимосвязях, а именно, о смелости, благоразумии, умеренности и справедливости. Довольно стройная система вырисовывается, если призадуматься!
Трудно не согласиться с Марком Аврелием, хотя бы по тому пункту, что смелость, чтобы не скатилась до безрассудства, должна гармонично сочетаться с тремя другими добродетелями, в частности, с умеренностью, благоразумием и справедливостью, и, наоборот, чтобы благоразумие не стало чрезмерным в виде осторожности, малодушие и трусости, а в конечном итоге, предательства, оно должно сочетается со смелостью. Благоразумная смелость! Или умеренная справедливость! И все это упирается в воспитание и образование!
Вот, на самом деле, что нужно было реализовать ГГ-философу на практике, хотя бы в его метафизическом сне, когда он пребывал на троне.
И последнее, не менее важное.
Судя по характеру главного героя, который тяжелее ложки и ручки ничего в жизни и не подымал, да и, как видно, он и в армии-то не служил по хилости здоровья — этой главы нет в рассказе («Философ и армия» или «Философ и спорт»), так сказать по непригодности к службе в армии, его физические данные оставляют желать лучшего. Фактически, главный герой, повествующий о своем житии-бытиё — это типичное пошлое представление обывателя о философе, о таком ботане-очкарике. И в этой связи, картинка, представляющая данный аудиорассказ, не соответствует истине. Там мы видим атлета, а не то, как обыватель представляет себе философа. Хотя, в рассказе упоминается и Платон, в частности, его диалоги. А надо сказать, что Платон, помимо того, что был выдающимся философом, был и выдающимся олимпийским чемпионом по борьбе, который ударом кулака валил наземь быка. Вот такие были философы античности, не говоря уже о том, что даже киник Сократ учувствовал в сражениях, то есть, был не робкого десятка. Да и как настоящий мужчина ушел из жизни — мужественно, выпив яд цикуты, хотя друзья предлагали ему бежать из застенков. Зато, приобрёл бессмертие!
Думаю, в качестве обложки для аудиорассказа более всего подошла бы фотография автора, Антона Рая. Слушая рассказ, я видел образ очкарика-ботана и, как уже было ранее сказано, тяжелее ручки и ложки ничего не поднимавшего в своей жизни. Ну, если и поднимавшего, то все равно не более пуда.
Ах, да, чуть было не забыл, Алексей Дик, замечательный чтец. Он показал, как можно сократить аудиозапись рассказа аж на целых десять минут прежней в исполнении автора с его бесцветным голосом, при этом повысив качество восприятия хорошего рассказа.
Антон Рай, молодчина, показавший своим рассказом, что он неплохой беллетрист. Но! Совет ему: дружище, больше сам не озвучивайте свои опусы — ты хорошо пишешь, но плохо преподносишь голосом. Дикторство и ораторство — это не твое! Лучше пиши!
Желаю тебе, Антон, коллега по перу, творческих успехов!