Для этой истории напрашивается сократовская крамола о людях, а именно: «Чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю свою собаку…», и добавить: «…по имени Гэтсби».
И тем не менее, в этой статеечке хотелось бы выделить два, на мой взгляд, недостатка Джея Гэтсби, главного героя романа Скота Фитцджеральда «Великий Гэтсби», перевешивающие все его достоинства: во-первых, наш герой патологически стеснялся своих бедных родителей и, во-вторых, он полюбил пустышку по имени Дейзи, ради которой он стремился разбогатеть любой ценой, ибо она, сучка, принадлежала классу имущих (т.е., к классу эксплуататоров наемного труда, производящих прибавочную стоимость и приводящую к отчуждению и классовому антагонизму).
Смахивает чем-то на повесть «Мартин Иден» Джека Лондона, не правда ли?
Выходит, это уже некая социальная тенденция, когда один из низшего класса влюбляется в другого — из высшего.
Так, что же автор хотел сказать своим романом читателю?
Благодаря Фицджеральду, мы видим резкий контраст между нуворишами — быстро разбогатевшими выскочками в период Великой депрессии как, скажем, Гэтсби и им присные — и уже устоявшимися богатыми кланами Америки, презиравшими новоиспеченных богачей, сколотивших свое богатство на всевозможных аферах.
Тем не менее, Гэтсби оказался слабым звеном, как я полагаю, в силу того, что стремление к богатству в его случае было продиктовано романтическим порывом, так удачно описанный автором романа. И именно романтичность Гэтсби стала стимулом разбогатеть любой ценой, во что бы это ни стало — что он и сделал, занимаясь, как это видно, нелегальным бизнесом, работая с сомнительными персонажами. А иначе, как же быстро разбогатеть? Время-то идет, молодость уходит, а жениться на Дейзи ох как хочется!.. (Чтобы вместе проводить время: нежиться в постели по утрам, пить в постели кофе, чесать любимой за ушком на сон грядущий и смотреть в ее ясные очи, вместе отдыхать на Майями Бич и в том же роде.)
Джей Гэтсби — «настоящий мужчина»?
Есть сорт девушек, а также не дозревших женщин, мечтающих о неком «настоящем мужчине». Скоту Фицжеральду удалось написать повесть о «настоящем мужчине», но, к сожалению, рано ушедшем в мир иной, оставивший лишь о себе приятные воспоминания. Да, такие личности, как Джей Гэтсби, не жизнеспособны, вернее, им не суждено доживать до зрелого или почтенного возраста — уж слишком идеально они выглядят на фоне нас посредственностей.
И вообще, почему автор в своем романе не показал читателю жизненной правды?
А в чем была бы жизненная правда и насколько она была бы правдива? Думаю, правда была бы в том, что в романе «Великий Гэтсби» действовал бы еще один персонаж, скажем, героиня-девушка — антипод Дейзи Бьюкенен, которая по-настоящему полюбила бы Гэтсби — самоотверженно — точно также, как Гэтсби любил Дейзи. И эта девушка также была бы выходцем из пролетарской среды, как и Гэтсби. Однако, если по чесноку, то была бы другая история и под другим бы названием, например, «Американская трагедия».
И все-таки, кто же любил Джея Гэтсби по-настоящему в этой истории?
Нет, не женщина и не девушка. Это был Ник Кэрровей, который полюбил Гэтсби как истинный друг, как брат брата. И не случайно, именно Ник был тем, кто проводил Гэтсби в последний путь.
Итак, в чем же суть романа?
Думаю, что Фицджеральду удалось показать конфликт:
1) между старшим и младшим поколениями; 2) между богатыми кланами и нуворишами, разбогатевшими в период Великой депрессии.
Автору удалось посредством немногословности романа, фабулы и сюжета, а также героев, привлечь внимание читателя, заставляя его сопереживать главному герою и вместе с ним прожить ту часть его жизни, чтобы, в конце концов, понять самое главное. А весь романтический флёр в романе — это лишь привлекаловка для читателя, не более. Но именно это-то и мешает понять читателю, что роман по сути социальный, где имеет место социальный конфликт и протест, который показывает читателю, что главная проблема эпохи — это отчуждение.
Фицджеральд, разумеется, романтизировал американского нувориша, гонявшегося не просто за Американской мечтой — во что бы то ни стало разбогатеть в стране великих возможностей, в Америке, но соединил две вещи в одном человеке: прагматизм и романтизм. Автору это удалось на славу. Ведь протагонист хотел разбогатеть, чтобы быть равным той пустышке по имени Дейзи, которую любил. В итоге всё и оказалось пустым: и любовь, и ложные друзья и приятели, и, разумеется, дутое богатство…
Мало кто из литературных критиков делает акцент на социальном аспекте романа, лишь — на романтической стороне и на эпохе джаза. И вот, этот однобокий взгляд отразился в экранизации книги. Мы видим романтика, грезящего лишь Дейзи, хотя это не совсем так. Вот, почему надо читать и вчитываться в роман, чтобы найти соль и понять, кто же мы все на самом деле…
Разумеется, нашего героя надо было убить — вся фабула, весь сюжет так и выстраивался. Если убить его на войне, тогда это будет другая история с иным смыслом. Автор же показывает своего героя в мирное время, где война, как я думаю, и не собиралась заканчиваться, война, возможно, куда более жестокая, более хитросплетенная, где, в конце концов, и гибнет наш герой.
PS: Я бы не стал озвучивать роман «Великий Гэтсби», если бы я не увидел самого главного в нем — четко прорисованную эпоху с ее главным социальным конфликтом при всем его психологизме.