… За прошедшие двадцать лет в российском обществе с подачи власти и СМИ сформировалась своего рода виктимология «лихих девяностых», в которой отразились русский комплекс жертвы и синдром выученной беспомощности. Люди не готовы видеть всю порочность системы государственного патернализма и собственного иждивенчества и винят во всех бедах «демократов» и «либералов» (условных «Гайдара» и «Чубайса») или американцев, с подачи которых проходил «геноцид русского народа». Это типично русский перенос вины на проклятое прошлое: при большевиках это было «наследие царизма», теперь — «наследие 1990-х» и «либералы». …
… Травма 1990-х, видимо, была прежде всего связана с непривычным для России опытом свободы, с исчезновением государства с его гарантиями безопасности, работы и минимальной пайки. …
«Парк Крымского периода. Хроники третьего срока»
Сергей Медведев, философ и политолог, автор книги «Парк Крымского периода» — переведенного на многие языки сборника эссе об устройстве общества и государства при Путине. Интервью опубликовано на французском в издании Desk Russie.
…
— В новелле, которая завершает вашу книгу, вы говорите о вечной колее российской истории. То есть об истории политической несвободы. Но в то же время показываете, что есть определенное пробуждение сознания в отношении насилия, например, то есть общество все же эволюционирует. А это значит, что оно будет и дальше порождать несогласных.
— Я не согласен с посылкой вашего вопроса. Я не согласен с тем, что есть пробуждение массового сознания в отношении насилия. Есть отдельные прогрессивные слои, женщины начинают протестовать против домашнего насилия, студенты иногда организуют протесты, но это единичные выкрики. То, что происходит в России в последние годы, причем стремительно, это нормализация насилия. Люди привыкают к насилию, привыкают к тому, что в полиции будут пытать, в тюрьме будут бить и пытать.
Самое страшное — это то, что общество одобряет это насилие. Одобряет то, что случилось с Навальным. За те семь месяцев, которые он провел за решеткой, уровень его поддержки еще больше упал. Он был на уровне 18 процентов, а сейчас — 14 процентов. Это чудовищно. То есть подавляющее большинство россиян считает, что Навальный правильно подвергся насилию, правильно сидит в тюрьме. Это показывает, что люди признают за государством право на насилие в отношении гражданина, они признают свое собственное бесправие. И отсюда тянется цепочка всех прочих насилий: учителя в отношении ученика, мужа над женой, родителей над детьми. Россия стоит на тотальном контракте насилия. Начиная от армии и полиции и заканчивая школой и семьей. Да, какие-то трещинки в этом контракте появляются, прогрессивная пресса возмущается, «Новая газета» мониторит, но это капля в море. Не думаю, что представитель ЛГБТ, например, может прожить жизнь в России, не испытав насилия. Я уж не говорю о женщинах на Кавказе. И это не вызывает протестов — да, это Кавказ, у них такие нормы…
Нормализация насилия, нормализация террора — это результат чудовищного всплеска государственного насилия последних лет. Более того, я не исключаю того, что по мере ухудшения отношений с Европой Россия выйдет из Совета Европы и по большому общественному запросу вернет смертную казнь, как в Беларуси. И поводы найдутся. Например, за измену родине расстреливать. Сейчас 20 лет дают… Россия явно идет по белорусскому пути. А ведь Беларусь — на первый взгляд прогрессивное, модернизованное общество. Чуть ли не каждый второй в городах — программист. Все постоянно ездят в Польшу и Литву. И все же общество подчинилось террору, и террор продолжается. И никто уже особо не протестует, и мир не протестует. Беларусь превратилась в террористическое государство. И нет гарантий, что Россия не пойдет по тому же пути.
— Владимир Сорокин написал свой «День опричника» в 2006 году. Думаете ли вы, что Россия может полностью закрыться от Запада, как это описано в его антиутопии? И что она может фактически стать вассалом Китая, который вызывает непреходящее восхищение у российских пропагандистов? Часто слышишь сожаления, что Россия не пошла по китайскому пути, не устроив Тяньаньмэнь в конце советского периода. …
— Книга Сорокина действительно пугающе пророческая. Когда она была опубликована, это казалось гротеском. Это еще казалось гротеском в 2012 году. Но раньше многое казалось гротеском. Когда ты читал газету «Завтра», статьи Проханова где-нибудь в 2000 году, можно было посмеиваться. Можно было посмеиваться, глядя на выживших из ума стариков, которые стоят в очереди в музей Ленина или в музей Революции. А оказалось, что газета «Завтра» приехала в Кремль и в Совет безопасности и это становится государственной идеологией.
Это тот «особый путь», которым будет развиваться Россия. Особая цивилизация, вечная война с Западом… Это страшно, это русский постмодерн, который неожиданно проявился в зверином обличье, стал реальностью, стал политикой. «День опричника» тоже казался постмодернистской игрой с патриотическим текстом, а неожиданно в России этот текст пророс в реальность, тексты начинают убивать людей. Это произошло в свое время с марксизмом, который на полном серьезе стал воплощаться в России как антиутопия, а не как цивилизованная социал-демократическая практика. И вот сейчас русский постмодернизм стал воплощаться как жутковатая кафкианская утопия.
Сегодня еще рано так говорить, но я не исключаю, что Россия полностью закроется от Запада, введет выездные визы, конфискует у людей загранпаспорта. Логические основания под это можно подвести, большинство населения на это никак не отреагирует, за рубеж ездят только 5 процентов граждан, остальные в жизни не видели заграницы. А сейчас в связи с ковидом страна полностью закрывается. Теоретически я не вижу особых институциональных препятствий.
Те люди, которые сейчас нами правят, им сейчас под 70. И Путин, и Лавров, и Шойгу вполне протянут еще лет 1015 и будут править Россией. Так что мы будем видеть сорокинскую Россию на протяжении следующего десятилетия.
— А Китай во всем этом?
— Похоже, что Россия становится младшим братом Китая, вассалом. У Китая ненависть к Западу настолько велика, что Россия охотно бросается ему в объятия, она готова перенять опыт китайского цифрового авторитаризма, и нечто подобное будут строить здесь: с социальным рейтингом, системой тотального наблюдения, собственными соцсетями, собственным интернетом.
Все это, конечно, звучит страшновато, но в России, как всегда, жестокость закона смягчается необязательностью его исполнения. В российском заборе всегда будут дыры. Все эти законы будут обходиться, люди будут ставить прокси, VPN, брать мAскoвский интернет из космоса со спутника. Будут находиться коррупционные схемы, чтобы выезжать за рубеж или потреблять здесь импортные продукты.
Это не будет диктатура северокорейского типа или идеологическая диктатура иранского образца. Это будет коррумпированная вороватая постмодернистская российская диктатура. Будут убивать людей, возможно, введут смертную казнь, но в основном она будет достаточно комичной. Даже сейчас путинская Россия, законы, которые она принимает, вызывают чувство комизма. То, что в XX веке разыгрывалось как трагедия, сейчас воспринимается как комедия. Проблема в том, что ты живешь внутри этой черной комедии, внутри этого гиньоля, и неизвестно, сколько он будет еще продолжаться. Может, лет пять, а может все пятнадцать. Я надеюсь, что когда-нибудь российская нефть окажется никому не нужной и произойдут какие-то сдвиги, но невозможно предсказать, когда это случится. В любом случае ближайшие годы будут страшными и смешными одновременно. …
из интервью Сергея Медведева