23 июня, 16:58
Мое людоведческое любопытство достигает в последнее время какого-то ненормального предела. То есть, я наблюдаю, как очередной шест судьбы пытается померить глубину мутных вод человеческого интеллектуального ничтожества, и вот — длины его не хватает, дна нету. Нету дна.
Вот возьмем Москву. И еще возьмем прививку Спутник. На сегодня в Москве привито Спутником где-то от 1 до 2 млн человек. Это много для статистики. Что говорит нам статистика? Что побочные явления от Спутника достаточно умеренны — как при прививке от гриппа. То есть, конечно это побочные явления краткосрочные — про долгосрочные мы узнаем спустя долгое время. Не то, чтобы мы могли всерьез подозревать, что следует ожидать долгосрочных последствий (аденовирус человека + кусок белка коронавируса — подозревать такую комбинацию в разрушительном действии сложно) — но организм всё же штука сложная, поэтому — не исключаем. Мы еще знаем, что очень редко Спутник вызывает тяжелые последствия вплоть до смерти — есть уже смерти от Спутника. Сколько? Около 1 на миллион вакцинированных. Что такое 1 на миллион? Это вероятность катастрофы современного пассажирского самолета; это в 20 раз меньше вероятности попасть в тяжелую аварию на автомобиле.
С другой стороны, есть КОВИД. Что мы знаем о ковиде? Мы знаем что это опасная болезнь, вероятность смерти от неё (даже для молодых) — от 0.5% до 3%, причем умирают непонятно кто — и молодые, и сильные, и здоровые. От 10% до 25% переболевших испытывают большие проблемы со здоровьем, связанные и с последствиями болезни, и с последствиями терапии, прежде всего, гормональной. Знаем ли мы отдаленные последствия этой болезни? Тоже нет (как и в случае прививки), но нетрудно понять, что они статистически будут значительно серьезнее.
Что мы знаем про действие Спутника? Что он снижает вероятность заболевания и тяжесть протекания болезни в случае заболевания. Судя по статистике, снижение смертности не менее 50% (а возможно, оно сильно больше), снижение тяжести заболевания оценить сложно, но если считать по пропорциональному количеству госпитализаций (что не точный метод, но всё же) — то более 60% (непонятно насколько больше, но кажется, сильно).
Будем считать, что вероятность заболеть у вас — ½ (то ли заболею, то ли нет). То есть, вероятность умереть от болезни без прививки у вас ½ умножить на (возьмем минимум) 0.5%-0.25% или 1 на 400. А с прививкой — в два раза меньше, то есть 0.125% или 1 на 800. То есть (я даже не беру вопрос тяжелой болезни, там всё в 100 раз более внятно), делая прививку Спутник, вы снижаете вероятность умереть на 0.125% и увеличиваете ее на 0.0001%. При этом долгосрочные последствия и там, и там неизвестны, но кажется, от Ковида они всё же хуже.
То есть, не прививаться Спутником сегодня — это всё равно, что отказаться лететь боингом Бритиш Эйрвейз, потому что это же опасно — летать, и вместо этого поехать на предельной скорости на гоночном мотоцикле с неисправными тормозами и лысыми покрышками по мокрому шоссе с плохим покрытием и интенсивным трафиком, состоящим в основном из пьяных водителей джипов, торопящихся на поезд.
Дальше — больше. После того, как оказалось, что в России из 10 человек 8 выбирают мотоцикл, выяснилось, что делают они это не просто так, а потому что современный Боинг в их представлении олицетворяет несвободу, нелиберальность, рабство и фашизм. То есть, вот не просто неудобство, не просто риски — а фашизм; особенно, если в этом Боинге заставляют лететь.
Здесь следует сделать этимологическое отступление. Дело в том, что «свобода» и «либеральность» в современном политическом словаре разумеется не означают полную независимость от общества и права, равные естественным возможностям индивида. Начиная с 16 века, благодаря великим мыслителям мы усвоили, что свобода человека всегда заканчивается там, где начинается свобода другого человека. «Либерализм» в этом смысле, разумеется, не означает «больше всяких свобод всем» ровно потому что так не бывает — вы можете лишь перемещать границу свободы одних наружу в ущерб другим — перемещая их границы свободы внутрь. Незанятых пространств свободы для освоения фактически не существует. «Либерализм» в его точном определении означает две вещи: (1) Обеспечение базовых свобод всех граждан (напоминаю: право на жизнь и защиту, свобода слова и собраний, право избирать и быть избранным, право на труд и заработок и так далее) и (2) Стремление к уравниванию прав всех членов общества.
В этом смысле, например принудительная вакцинация может рассматриваться как ужесточение требований и ограничение свободы тех, кто не хочет вакцинироваться. Но при этом же такое действие — очевидная защита права на защиту, то есть базового права граждан: трансмиссионный коэффициент коронавируса колеблется в диапазоне 1.2 — 1.6 на непривитых сообществах, и даже двукратное его падение (а массовая вакцинация похоже снижает его еще больше) уводит его ниже единицы, то есть заставляет вирус исчезать.
Сомневаться в том, что вакцинация работающей вакциной обеспечивает право на защиту от заражения сейчас уже смешно — есть опыт Израиля, Великобритании, ЕС. Сомневаться в том, что Спутник эффективен (насколько — вопрос), тоже смешно — тут тоже есть статистика. Получается, что принудительная вакцинация Спутником — это как раз очень либеральная мера.
И да, я слышу аргумент «привитые тоже могут переносить болезнь, даже больше — потому что они болеют легче». Это совершенно верно — но не имеет никакого отношения к вопросу, потому что вопрос именно в тотальной вакцинации. Именно поэтому к вакцинации надо принуждать — провакцинировав 50% населения, вы получаете снижение вероятности для этих 50% и — повышение для вторых, потом проходит время, иммунитет привитых ослабевает, и вирус, мутировав в непривитой половине, перемещается обратно к давно привитым.
To add insult to injury — принудительная вакцинация существует во всем мире очень давно в отношении десятков вакцин, и большинство оголтелых борцов с вакцинированием сами провакцинированы многократно, даже если не хотят об этом помнить. Да что вакцинирование — в самом либеральном обществе мы лишены тысяч прав выбора и обязаны совершать с собой множество обязательных действий: носить одежду (часто — вполне конкретную), соблюдать правила вежливости, дорожного движения и пользования унитазом, фотографироваться на паспорт и потом его предъявлять, чихать в платок, платить теми деньгами, которые принимаются в стране, и так далее, и так далее. Все эти ограничения связаны как раз с защитой прав — только не ваших, а всех вместе и всех других в отдельности; а значит, и ваших тоже. Вы не можете в либеральном обществе дать соседу в морду, даже если эта невозможность оставит вас в состоянии тяжелых моральных страданий — но и он не может этого сделать (даже если стоило бы). Почему тогда вас удивляет, что вы не можете просто так повышать вероятность болезни и смерти соседа?
Кстати, к вопросу, «демократично» ли принуждать к вакцинации. Демократия — это выборность и сменяемость власти на базе всеобщего избирательного права. Так что вопрос бессмыслен — если выборность, сменяемость, всеобщее право есть, значит принудительная вакцинация демократична. У вас есть?
Ну и конечно есть у нас общества нелиберальные — например, та самая Россия, в которой живет так много новоявленных борцов за либерализм. Удивительно только, что фальсификация выборов, политические преследования, агрессия по отношению к соседям, ущемление меньшинств, мужской шовинизм, коррупция, атрофия гражданских институтов, судебный и силовой произвол, уничтожение малого и среднего бизнеса волнуют дай бог 10%-15% населения; прививаться же не собралось аж 80%. Какое-то очень избирательное отношение к либерализму.
Напоследок снова к этимологии, на это раз слова «фашизм» — вдруг меня прочтет идиот, вообразивший себя узником концлагеря, потому что его обещали не пустить в ресторан без вакцинации. Фашизм — это идеология, объявляющая людей неравными в силу их естественных и неизменяемых свойств — например национальности. В обычном либеральном государстве люди не равны (еще как) в силу изменяемых атрибутов: не сдал на права — не ездишь на машине; нет 18 лет — не купил алкоголь; не работал — не заработал; не надел галстук — не пустили в клуб; не привился — сиди дома, не ходи в чайхану. Кстати, отказываться прививаться без наличия противопоказаний — это тоже не фашизм, хотя это и бьет по правам других не умереть от ковида. Отказ прививаться — это смесь эгоцентризма, глупости и инфантилизма. А прикрывать их можно любыми словами.