Мой двоюродный дед — Шумилов Иван Петрович.
Окончил 7 классов и школу ФЗУ Керченского металлургического завода имени Войкова (ныне СПТУ 5 Крымского областного управления профтехобразования). Работал слесарем на том же заводе, учился в аэроклубе. С 1937 года в Красной Армии. В 1938 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.
С июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Защищал небо Москвы.
К февралю 1942 года лётчик 16-го истребительного авиационного полка (6-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО страны) лейтенант И. П. Шумилов совершил 112 боевых вылетов, в воздушных боях лично и в составе группы сбил 8 самолётов противника, причём один из них — 4 января 1942 года в районе города Малоярославец Калужской области — тараном.
ТАРАН.
Есть в Центральном музее Вооружённых Сил документы показывающие, что в период обороны Москвы советские лётчики совершили 23 воздушных тарана. При этом, все сбитые вражеские самолёты, за исключением одного, оказались бомбардировщиками и разведчиками. А этим одним был истребитель Ме-109. Уничтожил его именно Иван Шумилов 4 января 1942 года.
В тот день, группа наших истребителей отправилась в район Малоярославца на «обработку» войск противника, откатившихся от Москвы. Задание выполнили, однако на свой аэродром вернулись впятером, без Шумилова. Возвращаясь со штурмовки он увидел в стороне колонну вражеской техники. Спикировав на головные машины, «закупорил» дорогу, затем зажёг и замыкающих. Хотел было заняться «серединой», но после очередного захода его пулемёты замолчали — боекомплект был израсходован. Ничего не оставалось делать, как развернуть свой МиГ-3 и пуститься вдогонку за группой Дунаева.
Неожиданно его машина была атакована с высоты восьмёркой «Мессеров». Иван среагировал мгновенно — убрал газ, щитки выпустил так резко, что машину тряхнуло. «Мессеры» на большой скорости проскочили вперёд. Шумилов пошёл вниз, чтобы прижаться к лесу, как вдруг снизу, прямо ему навстречу, вынырнул ещё один «Мессер», которого он раньше не заметил… Не раздумывая, Иван обрушил вся тяжесть разогнавшегося «МиГа» на врага. Тот был буквально разрезан пополам — настолько сильным получился удар.
Но пострадал и наш самолёт — от МиГ-3 отлетел винт с редуктором, рассыпался мотор, вспыхнуло пламя. На лётчике загорелись унты, шлемофон. Делать нечего — нужно прыгать. Но воротник комбинезона зацепился за кромку стабилизатора, встречным потоком Ивана прижало к самолёту, да ещё и спиной к корпусу… Чтобы высвободить парашют лётчик, вытянув руку, развернул туловище и резко дернув, оторвал намертво пришитый к комбинезону воротник. Вот где пригодилась ему богатырская сила !
Увидев землю уже метрах в 200, дёрнул за кольцо. Через считанные секунды, почти одновременно с хлопком наполнившегося купола, он врезался в ветки дерева, сорвался с него и ухнул в глубокий снег. Когда Иван пришёл в себя, то понял, что приземлился рядом с линией фронта. Он проверил пистолет и приготовился к возможному бою с противником, который возможно заметил место его приземления. В это время на поляну выехал верховой на лошади, в полушубке и с автоматом на груди. Свой ! Всадник, оказавшийся старшиной, посадил Ивана впереди себя и, поддерживая, довёз до санчасти.
За этот подвиг Иван Шумилов, уничтоживший к тому времени уже 10 самолётов противника, 4 марта 1942 года был удостоен звания Героя Советского Союза.
Всего выполнил 565 боевых вылетов, уничтожил 12 вражеских самолётов лично и 4 в группе с товарищами.
После войны продолжал службу в ВВС. В 1955 году окончил Военно — Воздушную академию. С 1961 года полковник И. П. Шумилов — в запасе. Жил в городе Люберцы (Московская область). Работал на лётно — испытательной станции заместителем начальника по лётной службе.
Награждён: Золотая звезда Героя Советского Союза, орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (дважды); медалями.