Мы рассказываем детям о том, что важно в жизни, а они понимают только то, что важно для них сегодня. Их жизнь — это только сегодня и они редко заглядывают во вчерашний или завтрашний день. Мы хотим предостеречь их от ошибок, а они рады своим ошибкам, потому что не находят в них ничего непоправимого. Мы волнуемся за них, а они так заняты внешним миром, что не находят времени волноваться. О чём бы то ни было.
Тем не менее мы должны говорить. И учиться слышать не только себя, но и наших детей. Только в этом случае возможна какая-то обратная связь. Мы должны (обязаны просто) перестать читать им скучные лекции, а научиться просто общаться — спрашивать, удивляться, рассказывать свои собственные истории из детства. Дети — не только наши подопечные, они наши лучшие друзья. Наивные, смешные, растерянные, но столь же открытые, восприимчивые к правде и фальши, забавные, верные.
Дети не должны считать нас инопланетянами и людьми отживших свой век. Уважение — это прекрасно, но только в том случае, когда оно не показное, а реальное. И уважение это приходит не только из разговоров, а из совместного времяпрепровождения. Несколько совместных поездок за город может войти в память ребёнка/подростка на всю оставшуюся жизнь. Куда больше, чем тысячу тошнотворных лекций. На одни и те же темы. Не забудь поесть, не забудь поспать, не забудь сделать домашнее задание…
Мы сами много ели, когда у нас были наши игры и забавы? Мы сами долго спали, когда звёзды были так близко? Мы сами всегда любили школу, в которой даже учительница художественной литературы боялась говорить о любви?