В фильмографии этой актрисы всего одна роль, да и та без слов. Но именно она сделала журналистку Галину Лучай, не имеющую ни профессионального актерского образования, ни опыта съемок, известной на всю страну.
Ни до, ни после «Белого солнца пустыни» она не появлялась на экранах, но до сих пор эту актрису называют по имени ее знаменитой героини — жены товарища Сухова Катерины Матвеевны.
На съемочную площадку Галина Лучай попала совершенно случайно — об актерской профессии она никогда не мечтала и работала в другой сфере. Она родилась в Иркутске в 1938 г., через три месяца после того, как арестовали и отправили в ссылку ее отца. Галина так его никогда и не увидела — спустя три года семья узнала о том, что он скончался от инфаркта. Вместе с матерью они переехали в Москву, где Галина закончила факультет журналистики МГУ. Во время практики на телевидении ее руководителем был Вячеслав Лучай, который вскоре стал и ее мужем.
Первоначально любовной линии в истории о приключениях красноармейца Федора Сухова в Средней Азии не было. Только когда к съемкам приступил Владимир Мотыль, в сценарии появилась тема любви.
Образу Катерины Матвеевны режиссер придавал особенное значение: «Мне не интересно было снимать чисто детективную картину, этот жанр меня не привлекал. Сценарий, конечно, был хорош. Но нужно было найти изюминку, которой и являлась любовь бывалого красноармейца Сухова к простой русской бабе. Я видел Катерину Матвеевну женщиной кустодиевского типа. Она должна была быть именно „в теле“, этакая мечта солдата, изголодавшегося по плоти… Когда в моем воображении появилась Катерина Матвеевна, Сухов перестал быть плакатным солдатом революции, насаждающим новую власть. И объяснение его поведению появилось. А то что же это: солдат, мужчина, постоянно находится при гареме, его представительницы вешаются ему на шею, а он на них ноль внимания! В чем причина такой аномалии? А тут он мечтает о своей зазнобушке, мысленно разговаривает с ней».
Найти актрису на эту роль долгое время не удавалось. Никто из актрис режиссера не устраивал — даже кандидатуры Чурсиной и Хитяевой он забраковал. «Но, видно, не броской красотой должна была обладать та, что затронула душу деревенского мужика Сухова, образ-видение его снов, его далекая возлюбленная и жена», — объяснял Владимир Мотыль.
Как-то он шел по коридору «Ленфильма» и за одной из приоткрытых дверей монтажной комнаты увидел именно ту, которую искал, — женщину с одухотворенным лицом и загадочной улыбкой.
Галина Лучай работала редактором телепрограмм и сниматься в кино не планировала. Поначалу она наотрез отказывалась, но режиссеру все-таки удалось ее переубедить.
Автором писем, которые Сухов писал «ненаглядной Катерине Матвеевне», на самом деле был режиссер Марк Захаров. На вопрос о том, кому он адресовал такие нежные слова и кого представлял, когда писал их, он ответил: «Больше всего думал об этой женщине (Галине Лучай). Она не актриса, но очень колоритная фигура. Был бы я Суховым, я б в такую тоже влюбился. Я так и представлял, как она будет читать эти любезности».
Несмотря на невероятную популярность фильма и ее героини, на улицах Галину Лучай не узнавали — в жизни она была стройнее, чем на экране. А после 35 лет начала болеть и сильно похудела. Актриса рассказывала: «Мне на бедра накладывали специальные утолщения, но найти „под них“ соответствующие полные ноги долго не могли. В итоге в кино к моему „верху“ примонтировали „низ“ какой-то незнакомой дамы».
Но голые ноги «незнакомой дамы» из фильма потребовала удалить цензура — этот эпизод расценили как порнографию.
Когда фильм «Белое солнце пустыни» вышел на экраны, Галина Лучай уже жила в Монголии — ее муж был назначен собкором, а она выпускала русскоязычную газету для геологов. А по возвращении в Москву женщина вернулась на телевидение, где стала редактором телепрограмм «Клуб путешественников», «В мире животных» и «Кинопанорама».
Сниматься в кино она больше не планировала, а свой актерский опыт воспринимала не более чем веселое приключение. И отклонила все предложения режиссеров, которые посыпались на нее после съемок.
В 62 года у Галины Лучай диагностировали рак на поздней стадии. К сожалению, спасти ее уже не удалось. В 2001 г. она ушла из жизни, не дожив трех дней до своего 63-летия.
Ее муж, переживший супругу всего на 2 года, после ее смерти говорил: «Что же, мы прожили вместе с Галей, моей дорогой Галочкой, 40 очень насыщенных интересных лет. 40 лет вместе! И я думаю, прочитав эти записки, вы согласитесь с оценкой нашей жизни, которую Галя дала в своем последнем интервью по случаю 30-летия выхода на экран фильма «Белое солнце пустыни»: «Мы с мужем прожили совершенно счастливую жизнь».