Кому не известна притча, уж десяток лет блуждающая по просторам интернета. Притча, уже ставшая мемом, смысл которой — эмоционально «зацепить». Почему-то всех «цепляет» поведение детей, а не антрополога.
«Антрополог предложил детям из африканского племени поиграть в одну игру. Он поставил возле дерева корзину с фруктами и объявил, обратившись к детям: „Тот из вас, кто первым добежит до дерева, удостоится всех сладких фруктов“.
Когда он сделал знак детям начать забег, они накрепко сцепились руками и побежали все вместе, а потом все вместе сидели и наслаждались вкусными фруктами. Поражённый антрополог спросил у детей, почему они побежали все вместе, ведь каждый из них мог насладиться фруктами лично для себя. На что дети ответили: „Обонато“.
Разве возможно, чтобы один был счастлив, если все остальные грустные? „Обонато“ на их языке означает:"Я существую, потому что мы существуем».
Нециливизованное племя - это другая культура, в которой сильны наследственные механизмы. У Леви-Строса читала о разных обычаях традиционных культур. Запомнилось, как в одном племени проводятся игры между двумя соревнующимися командами. Так вот, они играют так: проводят несколько матчей, чтобы в итоге получилась ничья. Вот где забытый нами дух коллективизма.
В книге Йохана Хёйзинги «Homo ludens» описан обычай одного из племен, суть которого — состязаться в щедрости. Вроде как борьбы между домами, а точнее, заваливать друг друга дарами. Апогей — потеря одного из соревнующихся собственного имущества. И надо сказать, что подобные игры ради «славы и чести» существовали во многих архаических культурах.
И возникает вопрос: чего хотел добиться антрополог, предлагая забег за фруктами? Вызвать соперничество, рассорить, заставить завидовать более удачливому? А, может, стравливание друг с другом себе подобных — это способ управлять и удерживать власть над теми, кто подается на подобные игры! Соревноваться или соперничать?
Вспомним рыцарские турниры, современные чемпионаты и олимпиады. Конкуренция — «двигатель прогресса», но ведь везде приз достается только одному. Тогда получается, что это вредная и опасная притча. Она рушит основы профессионального спорта и рыночной экономики.
Жизнь не изменилась после Шивы, Будды, Христа и Магомета. Цивилизованные гомо сапиенсы готовы идти по головам и душам ради собственной выгоды.
Так и хочется сказать: «Назад — в светлое прошлое, то, в котором царит дух коллективизма!