Мы уже говорили о том, что наука сегодня вынуждена не просто признать Бога, но и поставить существование Бога и Его фундаментального сходства с человеком — как необходимого постулата квантовой физики. Наконец-то наука заговорила — хоть и на своем языке — о Боге. Я, как богослов, не собираюсь оставлять своего языка, но учу язык науки, чтобы и на нем — славить Бога. В конце концов — богословие было и вновь становится Королевой науки.
И сегодня я хотел бы продолжить разговор о христианстве и квантовой механике. В предыдущей публикации мы установили, что квантовая физика требует участие Наблюдателя во всех физических процессах — начиная с творения мира. Судя по тому миру, в котором мы живем, Наблюдатель этот, созерцавший исход изначальных фотонов — частичек света — уже думал о нас и о том мире, который вырвется из Его сознания вместе с первым фотоном.
Это — так сказать официальный постулат современной науки, хотя я, как богослов, выразил его в той терминологии, которая более привычна и понятна мне. Но при этом я не думаю, что кто-то из современных ученых найдет мои слова извращающими смысл их научных формул и формулировок.
Но пойдем дальше, и мы увидим, что различия даже в терминах — минимальны, а обнаруженные учеными законы созданы Законодателем. Библия утверждает, что Бог есть Свет — то есть Фотон, источник света, источник перво-частицы — кванта, или фотона. Интересно, что Библия указывает на первое действие Бога как на творение света. И это — за четыре дня до творения солнца и луны! Таким образом Библия утверждает, что Сам Бог как бы ткал нашу Вселенную и наш мир из лучей света, из фотонов.
Далее, Библия утверждает, что направленность этому процессу придавали намерения Бога Творца. Выступая в роли первого Наблюдателя или Свидетеля творения Бог еще и наблюдает за тем, как Его намерения, Его любовь, Его планы — обретают форму вне Его. Он творит Словом: Он сказал — и сделалось, повелел — и явилось:
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.» Иоанна 1:1−5
Сама Библия максимально близко подходит к тому языку, на котором вынуждена была заговорить современная передовая наука. И само наличие Вселенной и нас, как наблюдателей — есть доказательства истинности сказанного в Библии.
Квантовая физика, как и библейская картина творения Богом свободного мира, объединены еще и тем постулатом, что в принципе возможны бесконечное количество миров и бесконечное число вариантов и сценариев этого мира. Тем не менее как Библия, так и квантовая физика соглашаются, что мир все-таки один, и что каким-то образом из всех возможных вариантов нашей Земли, истории и конкретно нашей судьбы и жизни — есть только один, который рассматривается всерьез как объективная реальность. Объяснение такому феномену квантовая физика (подразумевающая бесконечное количество одновременно существующих вариантов лишь в теории) находит лишь в одном — в Единстве некоего отстраненного от Системы (Вселенной) Наблюдателя.
Это не исключает, конечно, наличия множества других разумных существ во Вселенной — в том числе ангелов. И никак не умаляет их роли — как формирующих события наблюдателей — в содержании Вселенной и Земли. Но объективная реальность, в которой живем мы все, и которая одна на всех — может быть обусловлена только одним: присутствием единого Мастера Наблюдателя, или, выражаясь языком религиозным — единого Бога.
Бог не узурпирует Вселенную — Он делает ее возможной, в том числе — единой. Не зря Бог — Един! Но при этом Он все делает и творит и наблюдает — в присутствии других наблюдателей — в первую очередь ангелов и людей. Бог, таким образом, распределяет совершенно необходимое для самого существования Вселенной Свое верховное единовластие. Ангелы и люди, являющиеся свидетелями и наблюдателями Его путей — творят эту реальность вместе с Богом. Каждому осознанному наблюдателю Бог дал богоподобноую сопричастность творению и бытию.
Как ни странно, современная теоретическая наука, в особенности физика, не может более обходить стороной ни вопроса наличия Бога (наличие Бога и подразумевается первым шагом в научном мышлении сегодня), ни (и это самое удивительное!) вопроса намерений и морального статуса Бога. Если предыдущее поколение ученых-деистов могли еще верить в Бога Творца, как великого Часовщика, запустившего Вселенную, но совершенно равнодушного к ней, то современная наука подразумевает как действенное отношение Перво-Наблюдателя к существующему миропорядку, так и определенные моральные качества этого Перво-Наблюдателя.
На самом базовом уровне их давно подметил тот же Кант, который признал моральный Закон Вселенной категорическим императивом — то есть необходимым встроенным Законом. Если каждый, к примеру, солжет, сворует и убьет — жизнь просто прекратится. Моральный императив — это условие выживания мира, встроенное в матрицу мира.
Но сегодня наука требует не просто неких Законов, но и Законодателя. Таким образом моральные качества, отвечающие за благополучие человечества, являются ни чем иным, как отражением моральных качеств перво-Наблюдателя. Не просто присутствие Бога доказано и взято за основу, но и Его характер — как Святого — становится неизбежно-научным фактом.
В чем же тогда дело? Почему многие ученые до сих пор не верят в Бога? Во-первых, эта ситуация на глазах меняется — и меняется со скоростью геометрической прогрессии. А во-вторых сдерживающим фактором является номенклатура от науки, «жрецы науки» — не желающие отпускать бразды безбожного правления наукой, а через нее — всем миром. Но вспомним веселые строки: «Зима не даром злится — прошла ее пора. Весна в окно стучится и гонит со двора.» Будут еще морозы — будьте уверены. Но «Он придет и принесет за Собой весну, и рассеет серых туч войска.»
Мы вернемся к теме квантовой физики в наших последующих публикациях цикла. О Боге можно — и нужно — говорить на всяком языке, в том числе и на языке науки. Из ближайших публикаций мы увидим, как попытки создания квантового компьютера неизбежно приводят ученых к такому казалось бы сугубо богословскому понятию как «телеология» — то есть понятию о том, что миром движет не случай, не спонтанное сплетение событий, но осмысленный замысел и определенная цель. Что начинают замечать физики-ядерщики сегодня?