Не всякий человек, к сожалению, знает, что большинство величайших ученых прошлого времени и наших дней были и остаются верующими в Бога людьми. Вот, к примеру, слова одного из основоположников астрономии нового времени, немецкого ученого Иоганна Кеплера, который в познаии звездного мира черпал прежде всего неиссякаемую радость богопознания: «О, как счастлив тот, кому дано через науку возвышаться до небес. Там видит он превыше всего творчество Божие!.. Благодарю Тебя, Господи, за то, что Ты удостоил меня этой величайшей радости: изучать творение Твое… О, как велик наш Бог! Да воспевает непрестанно душа моя славу Его!»
Необходимо привести еще несколько высказываний известных выдающихся ученых о том, что изучение Вселенной приводит к признанию БогаТворца, свидетельствующих об их вере во Всевышнего. Знаменитый астроном Фламмарион Камиль говорит: «Математический порядок астрономической организации Вселенной обязан своим происхождением Разуму, без сомнения высшему, чем разум астрономов, открывших выражение правящих миром законов», «Верховный Виновник всей стройности и красоты. Кто же и что же такое Ты, если дела Твои столь велики? И какое имя дать тем, кто отрицает Тебя, кто не живет мыслью о Тебе, кто никогда не чувствовал Твоего присутствия, Отец всей природы! Я с любовью преклоняюсь перед Тобой…»
Знаменитый астроном Гершель засвидетельствовал: «Чем более раздвигается область науки, тем более является доказательств существования Вечного Творческого и Всемогущего Разума».[1] Известный астроном Мэдлер писал: «Кто ничего, кроме случая, не хочет видеть в этой гармонии, обнаруживающейся с такою очевидностью в строении звездного неба, тот должен этому случаю приписать Божественную мудрость». По словам астронома Ватсона, «изучение дивного механизма звездного неба возбуждает и укрепляет в нас удивление к бесконечному совершенству Всемогущего и Живого Бога». Крупнейший физик, астрофизик и космолог двадцатого века Джинс говорит: «Примитивные космогонии рисовали Творца работающим во времени, выковывающим Солнце, и Луну, и звезды из уже существующего сырого материала. Современная научная теория заставляет нас думать о Творце, работающем вне времени и пространства, которые являются частью Его творения, так же, как художник находится вне своего холста».
Великий физик нашего столетия Артур Комптон, лауреат Нобелевской премии, говорит: «Вера начинается со знанием того, что Высший Разум создал Вселенную и человека. Мне нетрудно верить в это, потому что факт наличия плана и, следовательно, Разума — неопровержим. Порядок во Вселенной, который разворачивается перед нашим взором, сам свидетельствует об истинности самого великого и возвышенного утверждения: «В начале — Бог».
Знаменитый естествоиспытатель Карл Линней свидетельствовал о своей любви и благоговении к Богу, которого величал «Первым Непостижимым Двигателем, Существом существ, Причиною причин, Вождем и Хранителем Вселенной, Господином и Работником всякого дела в мире! Итак, справедливо верить, что есть Бог, Великий и Вечный, не порожденный никаким существом, Который сотворил это все-
мирное дело и водворил в нем порядок. Он исчезает из наших глаз, хотя и наполняет их светом. Лишь одна мысль постигает Его, лишь в этом глубочайшем святилище сокрыто Его величие".
А по свидетельству выдающегося ученого М. В. Ломоносова, «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величество; в другой — Свою волю. Первая — видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал Божественное всемогущество по вере себе дарованного понятия. Вторая книга — Священное Писание. В ней показано Создателево благословение к нашему спасению. В сих пророческих и апостольских богодухновенных книгах истолкователи и изъяснители суть великие церковные учители. А в оной книге сложения видимого мира сего физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру (поангл. — „природу“) влиянных действий суть таковы, каковы в оной книге пророки, апостолы и церковные учители».
Один из основоположников электродинамики — физик Ампер сказал: «В природе мы можем наблюдать дела Творца и от них возвышаться познанием к Творцу».
Крупный ученый-естествоиспытатель Агассис. говорит: «Мир есть самое наглядное доказательство бытия личного Бога, Творца всех вещей и Промыслителя мира. А наука — перевод мыслей Творца на человеческий язык».[2]
Известный ученый-химик Либих, один из основателей агрохимии, пишет: «Познание природы есть путь к благоговению перед Творцом».
Один из числа самых великих математиков мира, Коши, писал: «Я — христианин, то есть верую в Божество Иисуса Христа, как и Тихо де Браге, Коперник, Декарт, Ньютон, Ферма, Лейбниц, Паскаль, Гримальди, Эйлер и другие, как все великие астрономы, физики и математики прошлых веков… Во всем этом (вероучении) я ничего не вижу, что сбивало бы с толку мою голову (как ученого). Напротив, без этого святого дара веры, без знания о том, на что мне надеяться и что ожидает меня в будущем, душа моя в неуверенности и беспокойстве металась бы от одной вещи к другой…».
По словам отца современной микробиологии и иммунологии Луи Пастера, «чем более я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца. Я молюсь во время ра бот своих в лаборатории'[3].
На вопрос «Вы верите в Создателя, в Бога?» известный физик Томас Эдисон отвечал: «Конечно, существование Бога может даже быть доказано химическим путем».
Известный ученый Анри Беккерель — первооткрыватель радиоактивности — свидетельствует: «Именно мои работы привели меня к Богу, к вере».
Первооткрыватель электромагнитной индукции, выдающийся ученый Майкл Фарадей, читая Св. Библию, сказал: «Я поражаюсь, почему люди предпочитают блуждать в неизвестности по многим важным вопросам, когда Бог подарил им такую чудеснейшую книгу Откровения?»
Первооткрыватель электрона, великий физик Томсон говорит: «Не бойтесь быть независимыми мыслителями! Если вы мыслите достаточно сильно, то вы неизбежно будете приведены наукой к вере в Бога, которая есть основание религии. Вы увидите, что наука не враг, а помощница религии».
Известный ученый, физик и математик Стокс утверждал: «Я не знаю никаких здравых выводов науки, которые бы противоречили христианской религии».
Первооткрыватель аргона, криптона, ксенона и неона, нобелевский лауреат, физик и химик Рамзай сказал: «По моему мнению, нет действительного столкновения между фактами науки и существенными учениями христианства».
Выдающийся философ и физик, математик и физиолог Декарт писал: «Я всегда думал, что два вопроса — о существовании Бога и о сущности души — должны считаться самыми главными в ряду тех вопросов, решать которые следует скорее философии, чем теологии; ибо хотя для нас, верующих, совершенно достаточно верить в Бога и в то, что душа не погибает вместе с телом, но, без сомнения, неверующих невозможно заставить признать какую-либо религию или даже какую-либо нравственную добродетель иначе, как путем доводов разума».
Автор десятитомного издания по энтомологии, ученый Фабр оставил такое свидетельство о своей вере в Бога: «Мир управляется бесконечным Разумом. Чем больше я наблюдаю, тем больше я открываю этот Разум, светящийся за тайной существующего. Я знаю, что надо мною будут смеяться, но я мало забочусь об этом, легче содрать с меня кожу, чем отнять у меня веру в Бога! Бог… мне не надо верить в него — я вижу Его»
Великий ученый — физик, математик, философ — Влез Паскаль говорит: «Есть три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему, люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его, это люди разумные, но еще несчастны».
Основоположник теории колебаний и закона излучения абсолютно черного тела, лауреат Нобелевской премии, знаменитый английский физик Рэйлей говорит: «Многие незаурядные люди не хотят ничего знать о естествознании, потому что оно будто бы ведет к материализму. Что такое опасение может существовать, это не удивительно: в литературе есть много адвокатов науки, сделавших из распространения таких взглядов занятие. Нет сомнения, конечно, что и у представителей науки, как и у всех других людей, могут встречаться грубые понятия по высшим вопросам и об основах природы. Но чтобы расходились с духом науки религиозно-философские убеждения, которыми жили Ньютон, Фарадей, Максвелл, это, конечно, такое положение, опровержением которого я не считаю нужным заниматься».
Великий ученый-физик, астроном и механик Галилео Галилей говорит: «В действиях природы Господь Бог является нам не менее достойным восхищения образом, чем в божественных стихах Писания». Ему же принадлежат и следующие слова: «Священное Писание никогда не может погрешать или заблуждаться. Само Писание никогда не может ошибаться, потому что во многих местах оно не только допускает, но и требует толкования, отступающего от прямого буквального смысла».
Великий ученый-физик Рейнольдс считает: «В результате научных изысканий последних лет я не вижу ничего такого, что заставило бы меня усомниться в непосредственном откровении Бога людям в разные времена; а христианство основано на этой вере».
Первооткрыватель броуновского движения, английский ученый Броун говорит: «Познание Бога в мире — это первое движение ума, пробуждающегося от житейской суеты».
Основоположник клеточной теории строения живых организмов, ученыйбиолог Шлейден пришел к выводу: «Именно истинный-то и точный натура лист и не может никогда сделаться материалистом и отрицать душу, свободу, Бога».
Один из величайших в мире математиков — Эйлер сказал: «Библия ничего не теряет от возражения неверующих, так же, как и геометрия, по отношению к которой тоже встречаются возражения».
Знаменитый ученый-геолог Лайель говорил: «В каком бы направлении мы ни производили свои исследования, повсюду мы открываем яснейшие доказательства творческого Высшего Ума и действия Премудрого Промысла Божия в природе».
Можно приводить сколько угодно высказываний гениальных ученых, в которых они свидетельствуют о том, что научные знания о Вселенной укрепляют веру в Бога-Творца и Вседержителя.
Известно, что великий русский ученый-физиолог, академик И. П. Павлов был помощником старосты Знаменской церкви. Вот какое пояснение он дает о бессмертии души: «Я изучаю высшую нервную деятельность и знаю, что все человеческие чувства: радость, горе, печаль, гнев, ненависть, мысли человека, самая способность мыслить и рассуждать — связаны, каждая из них, с особой клеткой человеческого мозга и ее нервами.
А когда тело перестает жить, тогда все эти чувства и мысли человека, как бы оторвавшись от мозговых клеток, уже умерших, в силу общего закона о том, что ничто — ни энергия, ни материя — не исчезают бесследно, и составляют ту душу, бессмертную душу, которую исповедает христианская вера". Однажды, как рассказывал академик Павлов, он ехал на трамвае и, в окно увидев храм Божий, как обычно, перекрестился. «Темнота!' - громко сказал ему рядом стоящий матрос. Это не анекдот. Это одна из многих грустных страниц безбожного периода нашей российской истории.
В стране воинствующего безбожия и позднее «научного» атеизма борьба настоящих ученых за истину научную, разумеется, сразу превратилась в борьбу религиозную. Вместе с духовным сословием, исповедавшим Христа и жизнь вечную со Христом, множество ученых мужей терпели гонения и принимали венцы мучеников не только за веру, но и за подвиг сохранить честь подлинной науки.
Вот слова известного ученого архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), крупнейшего специалиста в области гнойной хирургии, которые он сказал после вручения ему сталинской премии первой степени в день восьмидесятилетия, 27 апреля 1957 года: «Глубоко ошибаются те, кто считает невозможным совместить науку и религию… Знаю я, что и среди нынешних профессоров есть очень много верующих, просящих у меня благословения». Не теряют своей актуальности и ценности не только учебники по хирургии, но и написанные владыкой в разных лагерях книги: «Смерти нет», «Дух, душа и тело» и другие…
Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду (Пс. 30);
Господи! Все соделал Ты премудро! (Пс. 24).