Рассматривая творчество Ч. Айтматова, Г. Гачев связывал его литературное творчество с мировым опытом художественного познания:
«Если ты изображаешь людей — характеры и случаи между ними, — ты повествователь, прозаик. Если ты выражаешь чувства (без образов людей и вне контекста случаев из жизни), лирик, поэт. Этим двоим дано право на текст. Ну, а если я воображаю не людей и не чувства, а идеи, проблемы, теории, эпохи культуры, художественные стили, национальные космосы, — они мои персонажи, и они в моём духе вступают в образные коллизии, между ними сюжеты и перипетии разыгрываются, — почему же невозможна такая художественная работа, требующая права на пиитические вольности и на слог неказённый, несказанный, — не принято, что раз с таким материалом, то обязательно должна быть научной и в „сциентистском“ стиле? Ведь общепризнано в эстетике, что всё может быть предметом художественного воспроизведения. Чем же мысль виноватее человека или эмоции?»
Георгий Дмитриевич Гачев (1 мая 1929, Москва — 23 марта 2008], там же) — советский и российский философ, культуролог, литературовед и эстетик; доктор филологических наук; ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН; выдвинул концепцию ускоренного развития литературы.