Бывало ли у вас такое, что вы купили новую вещь, и все остальное на ее фоне стало казаться каким-то устаревшим и несоответствующим? Вот и у меня так случилось. Купила я на днях новую скатерть — красивую невероятно. Но на фоне моей новинки подуставшими и какими-то неактуальными стали выглядеть шторы. Да и посуду почему-то захотелось обновить…
В 18 веке был такой французский философ — Дени Дидро, дочь которого засобиралась вдруг замуж. И был философ настолько беден, что никак не мог дать дочери никакого приданого. О его беде узнала российская императрица Екатерина II и выкупила (из большого личного уважения) его библиотеку за невероятные по тем временам деньги, при этом оставила ее Дидро в пожизненное пользование и назначила его библиотекарем.
И так обрадовался философ свалившемуся на него невиданному богатству, что решил купить себе новый халат пурпурного цвета, какого прежде у него никогда не было. А что? Может себе позволить. Но как только он надел новый халат, все в доме стало казаться Дидро уродливыми, старыми и такому прекрасному халату несоответствующим. И знаете, что он сделал? Сперва Дидро приобрел шикарный ковер из Дамаска, затем роскошное кожаное кресло. К креслу- новый письменный стол. Потом дом украсили скульптуры невиданной красоты и такой же цены. А потом… деньги закончились и Дидро стал еще беднее, чем был прежде.
«Я был абсолютным хозяином своего старого халата, но стал рабом халата нового», — написал Дидро в одной из своих работ. Новый пурпурный халат запустил водоворот его незапланированных трат, истощив его финансово. И этот феномен, который заключается в склонности человека терять интерес к своим старым вещам после покупки чего-то нового, получил название «эффект Дидро». И это то особое психологическое состояние, при котором потребность в новом растет после того, как что-то приобретено.
Вот купили вы, к примеру, чудесную сумочку. А к ней ремешок и туфельки. А к туфелькам платье и… новые сережки. Или решили вы обои переклеить, а к обоям зачем-то и всю мебель поменяли. И так до бесконечности, пока не кончатся деньги или ваши траты не станут пугающе несоразмерными с тем, что изначально планировалось. Так работает эффект Дидро.
И запустить этот эффект могут не только новые покупки, но и ожидание предстоящих событий, которым хочется соответствовать. Например, купили вы путевку на море. А к ней новый купальник, шляпку, солнцезащитные очки, босоножки и … абонемент в фитнес зал, чтобы постройнеть. А еще прическу поменяли. Вот такая хитрая штука — эффект Дидро.
P. s. Шторы новые я все-таки купила, а, выбирая новую посуду, вдруг вспомнила про эффект Дидро и решила, что, пожалуй, обновлю ее как-нибудь в другой раз…
Клинический психолог