Мне с детства очень нравилась «Берёзка». Я с восхищением смотрела по телевизору на плывущих по сцене девушек, на эту невообразимую красоту движений и синхронность. Каждый танец — это рассказ, сказка, которую можно было читать. Это было круто, завoраживающе, для меня той, маленькой девочки. Тогда я даже не понимала, сколько труда, пота, крови, боли, бесчисленных часов репетиций стоит за каждым из этих танцев. А самое главное — идея.
Увидеть это, вначале в душе, слушая музыку. Обдумать каждое движение, каждый шаг, донести это до танцоров. Научить их не только технике, но и характеру, вложить в каждого из них частичку себя, своей души Это дано единицам. Надо быть талантом, и не только талантливым хореографом. Надо быть руководителем. Уметь создавать шедевры из ничего. Вчера это было только у тебя в мыслях, а сегодня тебе рукоплещет мир… А между вчера и сегодня — работа до седьмого пота, нервы, муки творчества, сомнения, замирания сердца от того, что получается…
Если вы будете смотреть сериал, посвященный ансамблю «Берёзка», вышедший недавно на экраны, знайте, что сюжет чистой воды выдумка. И прекрасно сыгранная Лидией Вележевой роль руководителя «Березки» в фильме — пропаганда, не имеющая ничего общего с реально существовавшим человеком. В фильме ее зовут Надежда Светлова. Русская православная женщина. На самом деле, «Березку», этот бриллиант, гордость русского народа создала еврейка. Надежда Надеждина — это ее ненастоящее имя. Фамилию свою, как многие деятели искусства, она вынуждена была поменять. Надежда Сергеевна Бруштейн — внучка погибшего в Вильнюсском гетто Якова Иехильевича Выгодского, писателя на идише и общественного деятеля, министра по еврейским делам Литовской республики. Мать Надежды Сергеевны (Исраилевны) — Александра Яковлевна Бруштейн, писательница и драмaтург, а отец Сергей Александрович Бруштейн (настояще имя Израиль Мовшевич) — врач-физиатр, учёный-медик, один из основоположников советской физиотерапии, доктор медицинских наук (1910), профессор (1917) и заслуженный деятель науки.
Надежда Сергеевна умерла в 1979 году. На посту художественного руководителя и главного балетмейстера «Берёзки» её сменила другая еврейская женщина — Мира Михайловна Кольцова, настоящее имя которой Мириам Равичер. Она начала карьеру в «Березке» более 60 лет назад и продолжает работать и творить там по сей день…
Ансамбль русских народных танцев. Гордость русского народа. Легендарная русская «Берёзка», созданная еврейской женщиной. И вот выходит сериал…
Образ Надеждиной — типично русская женщина из российской глубинки, и православный крест на могиле, к которой приезжает ее сын в последней серии. У Надеждиной не было детей в жизни, она, как и Плисецкая (кстати, тоже еврейка и гордость русского народа) — не могла себе этого позволить, полностью отдавая себя искусству. Образ Миры Михайловны Кольцовой — тоже русская девушка из российского поселка…
У этих женщин забрали имена. Те, их настоящие еврейские имена и фамилии, ведь с ними они не могли быть руководителями ансамбля русского народного танца. Фамилии своих семей им пришлось заменить нелепыми Надеждина и Кольцова… Во имя искусства. Во имя зрителей, которым они должны были это искусство дарить.