Сеятель и семя
Притчей о сеятеле Христос наглядно поясняет истины о Царствии Небесном и о работе великого Возделывателя Своей нивы. Подобно сеятелю в поле, Он пришел разбросать семена небесной истины. Да и сами притчи Его являли собой семя, благодаря которому были посеяны самые драгоценные истины Его благодати. Вследствие ее простоты притча о сеятеле порой не оценивается по достоинству. Говоря о семени, бросаемом в почву, Христос стремится привести наш разум к семенам Евангелия, принятие которых возвращает человека к верности Богу. Давший нам притчу о крошечном семени является Правителем небес, и законы, управляющие прорастанием земного семени, управляют и прорастанием семян истины.
У Галилейского моря собрался народ увидеть и послушать Иисуса. Эти люди страстно желали что-либо получить от Него. Среди них были и больные, которые лежали на своих постелях, ожидая возможности представить перед Ним свои просьбы. Христос обладал Богоданным правом исцелять скорби греховного человечества, и теперь Он изгонял болезни, распространяя вокруг себя жизнь, здоровье и мир.
Толпа продолжала расти, люди все больше теснились вокруг Христа, так что вскоре к Нему невозможно было пробиться. Тогда Он поговорил с людьми, находившимися в рыбачьих лодках, и вошел в лодку, которая ожидала Его, чтобы перевезти через озеро. Попросив Своих учеников отплыть немного от берега, Он обратился к народу, собравшемуся на берегу.
Неподалеку от моря располагалась прекрасная Генисаретская равнина, за которой возвышались холмы. На склонах холмов и в долине были видны работавшие сеятели и жнецы: одни разбрасывали семена, другие же собирали ранний урожай. Глядя на эту картину, Христос сказал: «Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать».
Люди Его времени не поняли миссию Христа. То, как Он пришел, не соответствовало их ожиданиям. Господь Иисус был основанием всего жизненного уклада иудеев. Проводимые ими величественные службы имели Божественное предназначение. Они должны были учить людей, что в назначенное время придет Тот, в честь Кого проводятся все эти церемонии. Но, возвеличив ритуалы и форму богослужения, иудеи утратили саму их сущность. Законы, традиции и каноны, предписываемые людьми, скрыли от них живые уроки, которые хотел преподать им Бог. Эти установления и правила стали препятствием к пониманию и воплощению в жизнь подлинной религии. И когда люди встретились, наконец, с Великой реальностью в лице пришедшего Христа, они не распознали в Нем истинного исполнения всех своих символов, указывавших на Него, самой сущности всех своих обрядов. Отвергнув Того, на Кого указывали обряды и символы, они предпочли и впредь держаться их, хотя они стали бесполезными и потеряли всякий смысл. Сын Божий уже пришел, а они все еще просили показать им знамение Его прихода. На призыв: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» они отвечали требованиями чуда (Матфея 3:2). Благая весть о Христе стала для них камнем преткновения, ибо они требовали знамения вместо Спасителя. Они ожидали, что Мессия докажет Свое предназначение могущественными завоеваниями, установив Свое владычество на руинах земных царств. Именно на эти их ожидания Христос отвечает в притче о сеятеле. Не силою оружия, не жестокими завоеваниями должно установиться Царство Божье, но путем воплощения новых принципов жизни в сердцах людей.
«Сеющий доброе семя есть Сын Человеческий» (Матфея 13:37). Христос явился не как царь, но как сеятель; Он пришел не завоевывать царства, но разбрасывать семена; пришел не открыть своим последователям дорогу к земному триумфу и национальному величию, а научить их мужественно идти путем потерь и разочарований, чтобы лишь в конце, после долгих и упорных трудов, осуществить долгожданную жатву.
Фарисеи поняли смысл притчи Христа, но урок оказался нежеланным, и они сделали вид, что ни о чем не догадались. Для большинства же эта притча сделала еще более загадочной цель этого нового Учителя, чьи слова так тронули их сердца своей необычностью и вместе с тем так горько разочаровали их ожидания. Сами ученики не поняли притчи, но заинтересовались ее значением. И когда они остались с Иисусом наедине, они просили Его объяснить смысл.
Это стремление к истине Христос и хотел пробудить, чтобы поставить перед ними более определенную задачу. Он разъяснил притчу Своим ближайшим ученикам, но точно так же Он сделает ясными Свои слова каждому, кто стремится понять их искренним сердцем. Те, кто обращается к Слову Божьему с сердцем, открытым для просвящающего влияния Святого Духа, не останутся в неведении относительно смысла этого Слова. «Кто хочет творить волю Его, — говорит Христос, — тот узнает о сем учении, от Бога ли оно или Я Сам от Себя говорю» (Иоанна 7:17). Все, кто приходит ко Христу, чтобы яснее понять истину, получат желаемое. Он раскроет перед ними тайны Царства Небесного, и тайны эти станут понятными сердцу, которое жадно стремится познать истину. Небесный свет засияет в храме души человека и будет виден и другим как яркое сияние светильника на темном пути.
«Вышел сеятель сеять» (Матфея 13:3). В то время на востоке жизнь была тревожной и неустроенной, постоянная угроза вражеских нападений была столь велика, что люди селились в основном в укрепленных городах. Земледельцы ежедневно выходили трудиться на полях за городом. Так и Христос, Небесный Сеятель, вышел сеять, оставив Свой дом покоя и мира, оставив славу, которую Он имел у Отца еще до сотворения мира, оставив Свое место на троне вселенной; Он вышел как человек, подверженный страданиям и искушениям, вышел в одиночестве, чтобы сеять в слезах и Своей кровью полить семя жизни для потерянного мира.
Слугам Его надлежит точно так же выходить сеять. Когда Авраам был призван сеять семена истины, ему было сказано: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе» (Бытие 12:1). «И пошел, не зная, куда идет» (Евреям 11:8). Так же и апостолу Павлу, молящемуся в храме в Иерусалиме, было послание от Бога: «Иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам» (Деяния 22:21). Так и те, кто призван соединиться со Христом, должны оставить все и смело следовать за Ним. Следует оставить прежние связи, решительно пожертвовать планами жизни, отказаться от всех земных надежд. В трудах и слезах, в одиночестве и через жертвы должно сеяться это семя великой истины.
«Сеятель слово сеет» (Марка 4:14). Христос пришел посеять истину в мире. С самого момента грехопадения человека сатана не устает сеять семена заблуждения. С помощью лжи он смог некогда овладеть человеком, и с тех пор силится воспрепятствовать торжеству Царства Божьего на земле, подчинить человека своей воле Сеятель, сошедший с небес, Христос пришел, чтобы посеять семена истины. Он, состоявший в совете с Богом, Он, пребывавший в сокровеннейшем святилище Вечного, был способен принести человеку чистые основы истины. Христос был тем, Кто открыл истину миру уже с момента грехопадения человека. Через Него передается человеку нетленное семя «слова Божия, живого и пребывающего вовек» (1 Петра 1:23). Уже в первом Своем обетовании, данном падшему человечеству в Едеме, Христос сеял семена Благой вести. Но напрямую притча о сеятеле относится к Его личному служению среди людей и учрежденной Им работе благовествования.
Слово Божье есть семя. В каждом семени заложены силы прорастания. В нем заключена жизнь будущего растения. Так и в Божьем Слове есть жизнь. Христос говорит: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Иоанна 6:63). «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную» (Иоанна 5:24). В каждом повелении и в каждом обетовании Слова Божьего заключена сила, сама жизнь Бога, благодаря которой любая заповедь может быть выполнена и осуществится любое обетование. Принимающий Слово верой обретает и саму жизнь, и характер Бога.
Любое семя приносит плод по роду своему. Посейте семя в благоприятных условиях, и оно естественно разовьется в растение. Примите в свою душу с верой нетленное семя Слова, и оно непременно проявится в вашем характере и жизни подобием Божьего характера и жизни.
Учителя Израиля не сеяли семян Слова Божьего. Миссия Христа как учителя истины была явной противоположностью учениям раввинов Его времени. Они опирались на традиции, на человеческие теории и умозаключения. При этом часто само. Слово Божье вообще заменялось тем, что об этом Слове писали или учили люди. Их учение не было способно пробуждать души людей. Предметом же учения и проповедования Христа было именно Слово Божье. В ответ Он говорил просто и ясно: «Написано», «Писание что говорит?», «Как читаешь?» При любой возможности, когда Он видел пробудившийся либо в друге, либо в противнике интерес, Христос сеял семена Слова Божьего. Тот, кто Сам есть Путь, Истина и Жизнь, кто Сам является живым Словом, указывает на Писания, говоря: «Они свидетельствуют о Мне» (Иоанна 5:39). И, говоря со Своими учениками, «начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Луки 24:27).
Слугам Христовым следует поступать так же. В наши дни, как и в прежние времена, жизненные истины Слова Божьего нередко подменяются человеческими теориями и умозаключениями. Даже многие священнослужители, проповедующие Евангелие, не считают, что вся Библия является богодухновенным Словом. Один мудрец отвергает одну часть, иной подвергает сомнению другую. Они ставят свои суждения о Библии выше самого Слова Божьего; таким образом Писание, которое они преподают, сводится к их собственным убеждениям. Так разрушается Божественная подлинность Священного Писания. Так сеются семена сомнения; люди в растерянности не знают, чему верить. Существует немало верований, которые разум не вправе принимать. Во дни Христа раввины обременяли многие части Писания своими надуманными, мистическими построениями. Поскольку простое и ясное учение Слова Божьего изобличало их, они пытались подорвать его силу. То же самое совершается и поныне. Слово Божье пытаются часто представить таинственным и неясным. Это делается для того, чтобы оправдать нарушение Его закона. Христос во время Своего земного служения отвергал подобные уловки. Он учил, что Слово Божье должно быть понятно каждому. Он указывал на Писания как на неоспоримый авторитет, и мы должны следовать Его примеру в этом. Библия должна быть признана Словом бесконечного Бога, решением всех противоречий и основанием веры.
Люди отняли у Библии принадлежащую ей силу, и падение духовности, которое мы сегодня наблюдаем, является результатом этого. Многие проповеди, звучащие с кафедр, сегодня уже не являются тем Божественным провозглашением, которое способно пробудить совесть и оживить душу. Во многих случаях слушатели уже не могут сказать: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Луки 24:32). А люди по-прежнему жаждут услышать живого Бога, ощутить Божественное присутствие. Философские теории или художественные произведения, какими бы блестящими они ни были, не в состоянии насытить сердце человека. Человеческие утверждения и изобретения не имеют в этом смысле никакой ценности. Пусть к людям говорит Слово Божье. Пусть все, кто слышал до сих пор лишь о человеческих обычаях, теориях и правилах, услышат голос Того, Чье Слово способно обновить душу для вечной жизни.
Любимой темой Христа была отеческая любовь и преизобилующая благодать Божья; Он много говорил о святости характера Божьего и святости Его закона; Он являл Себя людям как Путь, Истину и Жизнь. Пусть же об этом же проповедуют служители Христа. Представляйте людям истину такой, какой она предстает в Иисусе. Излагайте требования Закона и Евангелия ясно и четко. Рассказывайте людям о жизни Христа, жизни, исполненной самоотречения и самопожертвования; говорите о Его самоуничижении и смерти, о Его воскресении и вознесении, о Его ходатайстве во дворах Божьих; о Его обещании: «Приду опять и возьму вас к Себе» (Иоанна 14:3).
Вместо того чтобы оспаривать ошибочные теории или пытаться рациональными доводами одолеть противников Евангелия, последуйте примеру Христа. Пусть чистые истины из сокровищницы Божьей сами засверкают в жизни. «Проповедуй слово». Сей «при всех водах». «Настой во время и не во время». «У которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь». «Всякое слово Бога чисто… Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя и ты не оказался лжецом» (2 Тимофею 4:2; Исаии 32: Иеремии 23: Притчи 30:5, 6).
«Сеятель слово сеет». Здесь представлен великий принцип, который должен лежать в основе образования. «Семя есть слово Божие». Но слишком многие учебные заведения сегодня отодвигают Слово Божье в сторону. Умы современных людей заняты совсем другими вещами. Изучение трудов неверующих авторов занимает главное место в нынешней образовательной системе. Скептические мнения и взгляды составляют основу большинства учебников. Современные научные исследования также, как правило, уводят от истины, поскольку их результаты ложно интерпретируются и искажаются. Слово Божье сравнивается с якобы научными теориями, в результате оно объявляется ненадежным и не заслуживающим доверия. Так в умах молодежи сеются семена сомнения, которые дают пагубные всходы в моменты искушения. Когда утрачивается доверие к Слову Божьему, душа теряет руководство, становится незащищенной. Молодежь вступает на путь, уводящий от Бога и от вечной жизни.
Всем сказанным в значительной мере объясняется широкое распространение порока в нашем мире. Когда Слово Божье отставляется, отвергается и его способность сдерживать порочные наклонности необузданного сердца. Люди сеют лишь плотское и из плотского пожинают тление. Таковы результаты ложного образования. Целью каждого учителя должно стать привлечение умов молодежи к великим истинам богодухновенного Слова. Именно такое образование необходимо как для этой жизни, так и для будущей.
И не стоит думать, что это помешает изучению наук или приведет к снижению образовательного уровня. Познание Бога высоко, как небо, и обширно, как вселенная. Нет ничего столь облагораживающего и ободряющего, как исследование великих тем, относящихся к нашей вечной жизни. Пусть же молодежь стремится постичь эти данные Богом истины. Их умственные способности будут развиваться, и они станут более выносливыми в работе. Это исполняет слово к невиданной широте мысли и откроет для него богатства нетленного знания. Образование, получаемое при исследовании Писания, является познанием плана спасения на опыте. Такое образование восстанавливает в душе образ Божий.
Кроме того, это также является причиной ослабления нашего разума, его неэффективности. Отворачиваясь от Слова Божьего и питаясь произведениями людей, не вдохновленных Богом, разум человека становится поверхностным и легковесным. Он не соприкасается с глубокими основами вечной истины. Мышление в конце концов свыкается с восприятием вещей, с которыми оно уже давно знакомо, и эта сконцентрированность лишь на ограниченных понятиях все более и более ослабляет ум, все более сужает его возможности, в результате чего он постепенно теряет способность к расширению сферы познаваемого. Таковы результаты ложного образования. Целью каждого учителя должно стать привлечение умов молодежи к великим истинам богодухновенного Слова. Именно такое образование необходимо как для этой жизни, так и для будущей.
И не стоит думать, что это помешает изучению наук или приведет к снижению образовательного уровня. Познание Бога высоко, как небо, и обширно, как вселенная. Нет ничего столь облагораживающего и ободряющего, как исследование великих тем, относящихся к нашей вечной жизни. Пусть же молодежь стремится постичь эти данные Богом истины. Их умственные способности будут развиваться, и они станут более выносливыми в работе. Это исполняет слово к невиданной широте мысли и откроет для него богатства нетленного знания.
Образование, получаемое при исследовании Писания, является познанием плана спасения на опыте. Такое образование восстанавливает в душе образ Божий. Оно придаст силы разуму и укрепит его против искушений; а также подготовит учащегося к тому, чтобы стать соработником Христа в Его работе по спасению мира. Христианское образование сделает его членом небесной семьи и приготовит к тому, чтобы принять в наследие вечную жизнь вместе со всеми святыми.
Но учитель священной истины может поделиться с учениками лишь тем, что он сам познал в живом опыте. «Вышел сеятель сеять семя свое». Христос учил истине, потому что Он Сам был истиной. Его собственные мысли, черты Его характера, опыт Его жизни были воплощены в Его учении, точно так же и слуги Христовы, желающие учить Слову Божьему, должны сделать это Слово своим на личном опыте. Они должны познать Христа, дарующего им и мудрость, и праведность, и освящение, и искупление. Представляя Слово Божье другим, они не должны делать неуверенно и преподносить толкование Слова как один из возможных вариантов. Они должны заявить вместе с апостолом Петром: «Мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия» (2 Петра 1:16). Каждый служитель Христа и каждый учитель должен быть готов сказать вместе с возлюбленным Им Иоанном: «Жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (1 Иоанна 1:2).
Почва при дороге
Притча о сеятеле говорит прежде всего о том, как влияет на прорастание семени почва, на которую оно падает. Этой притчей Христос говорит Своим слушателям: вы — в опасности, если критикуете Мои дела или испытываете разочарование от того, что Мое дело не согласуется с вашими идеями и представлениями. Самым важным для вас является вопрос: как вы относитесь к Моей вести? От того, примите вы ее или отвергнете, зависит ваша вечная участь.
Объясняя сказанное о семени, которое упало при дороге, Он сказал: «Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его: вот кого означает посеянное при дороге».
Семя, посеянное при дороге, представляет Слово Божье, падающее на почву сердца невнимательного слушателя. Подобно утоптанной тропе, выбитой ногами людей и животных, это сердце превратилось в дорогу, открытую для всего мирского, для его соблазнов и грехов. Поглощенная эгоистическими целями и потворством своим греховным наклонностям, душа «ожесточается, обольстившись грехом» (Евреям 3:13). Духовные способности человека парализованы. Люди слышат Слово, но не понимают его. Они даже не понимают, что оно относится к ним. Они не осознают, что находятся в нужде и опасности. Они не отзываются на любовь Христа и проходят мимо вести о Его благодати, считая, что это к ним не относится.
Как птицы готовы склевать семя, упавшее при дороге, так и сатана готов похитить семя Божественной истины из души человека. Он боится, что Слово Божье может пробудить беспечного человека и оказать воздействие на его огрубевшее сердце. Сатана и его ангелы собираются там, где проповедуется Евангелие. И в то время, когда ангелы небесные стремятся запечатлить в сердце человека Слово Божье, враг всегда готов лишить это Слово его благотворной силы. С серьезностью и основательностью, равной лишь его злобе, он пытается воспрепятствовать работе Духа Божьего. В то время, когда Христос привлекает к Себе душу человеческую Своей любовью, сатана пытается отвлечь внимание того, кто стремится к Спасителю. Он возбуждает в человеке критицизм; вселяет сомнение и неверие. Слушателям может не понравиться язык проповедника и его манеры, и они сосредоточатся на этих недостатках. Истина, в которой они нуждаются и которую Бог великодушно послал им, не производит должного впечатления.
У сатаны много помощников. Многие, заявляющие о своих христианских убеждениях, помогают искусителю похищать семена истины из других сердец. Многие, слушающие проповедь Слова Божьего, дома критикуют ее. Они судят о проповеди так же, как о лекции или политическом выступлении. Весть, к которой следует относиться как к Слову Господа, служит у них объектом легкомысленных и язвительных замечаний. Характер служителя, его мотивы и действия, поведение членов церкви открыто обсуждаются. При этом нередко произносится суровый приговор, повторяется сплетня или клевета, и все это — в присутствии необращенных. Часто подобное говорится родителями при их собственных детях. Так подрывается уважение к вестникам Божьим и почтение к их словам. После этого многие приучаются несерьезно относиться и к самому Слову Божьему.
В конце концов в домах таких христиан молодежь часто становится неверующей. Родители удивляются, почему их дети так мало интересуются Евангелием и с такой готовностью подвергают сомнению истину Библии. Они удивляются тому, как трудно морально и религиозно повлиять на молодежь. Они не осознают того, что их собственный пример очерствил сердца их детей. Доброе семя не смогло пустить корни, и сатана похитил его.
На каменистых местах
«Посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется».
Семя, посеянное на каменистом месте, не находит достаточно глубокой почвы. Растение быстро всходит, но корень его не может пробиться сквозь камень, чтобы найти питание для продолжения роста, и вскоре растение погибает. Многие из принявших религию оказываются людьми с каменными сердцами. Подобно скале, лежащей под тонким слоем земли, себялюбие плотского сердца скрывается под почвой его добрых намерений и стремлений. Любовь к себе не преодолена. Люди не видят чрезвычайной пагубности греха, и потому сердце не смиряется, осознавая свою вину. Таких людей можно легко убедить, и они могут даже выглядеть обращенными, но на самом деле они религиозны лишь поверхностно.
Не стоит думать, что эти люди отпадают лишь потому, что слишком быстро воспринимают Слово Божье, или потому, что они воспринимают его с радостью. Матфей тоже, услышав призыв Спасителя, сразу поднялся, сразу оставил все и последовал за Ним. Бог желает, чтобы мы восприняли Его слова сразу, как только они достигнут нашего сердца; и радостное принятие этих слов является верным откликом. На небесах много «радости будет об одном грешнике кающемся» (Луки 15:7). И в душе, верующей в Христа, тоже поселяется радость. Но те, которые, как сказано в притче, «тотчас с радостью принимают слово», не осознают, к чему оно обязывает их, не знают цены, которую они должны заплатить. Они не применяют это Слово ко всем своим былым жизненным привычкам и обычаям с тем, чтобы полностью подчиниться этому Слову.
То же происходит и с христианином; его духовная жизнь питается незримым единением его души с Христом через веру. Но слушатели с сердцем, подобным каменистой почве, полагаются только на себя, вместо того чтобы уповать на Христа. Они уверены в своих добрых делах и благих устремлениях и вполне рассчитывают на свою собственную праведность. Они не сильны в Господе, не крепки силой Его могущества. Подобные «не имеют в себе корня», поскольку они не находятся в союзе со Христом.
Жаркое летнее солнце, укрепляя и способствуя созреванию крепких и выносливых злаков, губит растения, у которых нет глубоких корней. То же случается с тем, кто «не имеет в себе корня», «непостоянен» и, «когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется». Многие принимают Благую весть для избавления от страданий, но не для освобождения от греха. На какое-то время они обретают радость, поскольку считают, что религия освободит их от трудностей и испытаний. И пока жизнь их течет гладко, они могут казаться истинными христианами. Но они отступают под суровым натиском искушения. Они не могут перенести притеснений за веру во Христа. Когда Слово Божье указывает им на их лелеямый грех или требует от них самоотречения или жертвы, они отступают. Решительная перемена жизни требует от них слишком больших усилий. Они видят только земные тяготы и испытания, которые им предстоит преодолеть, и совсем забывают о вечных ценностях. Подобно ученикам, оставившим Иисуса, они готовы сказать: «Какие странные слова! кто может это слушать?» (Иоанна 6:60).
У многих, считающих себя Божьими слугами, нет реального опыта личного познания Его. Их желание исполнять Его волю основывается скорее на собственных склонностях, а не на глубокой убежденности Святым Духом. Их поведение не согласуется с Законом Божьим. Они заявляют, что приняли Христа как своего Спасителя, но на самом деле не верят, что Он даст им силу для преодоления греха. Они не вступили в личные отношения с живым Спасителем, и в их характерах сохраняются как унаследованные, так и взращенные ими самими пороки.
Одно дело — в целом признавать силу Святого Духа, и совсем иное — осознать Его работу как обличение, призывающее к покаянию. Многие чувствуют свою отчужденность от Бога, ощущая себя связанными более своим «я» и своим грехом. Они предпринимают какие-то усилия, чтобы преобразовать себя, но при этом не распинают свое «я». Они не отдаются полностью Христу для того, чтобы с помощью Божественной силы исполнять Его волю. Они не желают, чтобы их характеры были сформированы по Божественному подобию. В общем они признают свои недостатки, но конкретных своих грехов не оставляют. И эгоистичная натура набирает новую силу с каждым неверным поступком.
Единственная надежда для этих душ — в осознании истины, содержащейся в словах Христа, обращенных к Никодиму: «Должно вам родиться свыше». «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Иоанна 3:7, 3).
Истинная святость — это полная отдача на служение Богу. Это непременное условие подлинно христианской жизни. Христос ожидает полного посвящения и безраздельного служения. Он нуждается в наших преданных Ему сердцах, умах, душах и силах. Не следует лелеять свое «я». Тот, кто живет для себя, не может называться христианином.
Главным мотивом всех действий человека должна стать любовь. Любовь — это основополагающий принцип Божьего правления на небесах и на земле, и она должна стать фундаментом характера христианина. Только она может укрепить и сделать его непоколебимым. Только она дает возможность христианину выстоять перед любыми испытаниями и искушениями.
Любовь проявляется в жертве. План искупления открывается в жертве — жертве такой широкой, глубокой и высокой, что она, по сути дела, неизмерима. Христос отдал за нас все, и те, кто поистине обрел Христа, готовы так же пожертвовать всем ради своего Искупителя. Превыше всего они будут помышлять о Его чести и славе.
Если мы любим Иисуса, мы будем жить для Него, приносить Ему наши благодарственные жертвы и трудиться для Него. Сам этот труд станет для нас легким. Ради Него мы с радостью возьмемся за любой труд, перенесем боль и всем пожертвуем. Только так мы постигнем Его жажду спасения людей. Так мы проникнемся тем нежным стремлением к душам людей, которым жил Он.
Таковым является подлинное христианство. Все иное — обман. Никакая отвлеченная теория об истине, никакое иное ученичество не спасут ни единой души. Мы не принадлежим Христу, если не отдались Ему всецело. Именно половинчатость в христианской жизни является причиной недостатка целеустремленности и нетвердости желаний. Попытка служить одновременно и себе, и Христу делает человека слушателем с каменистым сердцем, который не устоит перед испытаниями.
Посеянное в тернии
«А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно».
Семя Благой вести часто падает среди колючих и вредных сорняков; и если в сердце человека нет нравственного преобразования, если старые привычки и прежняя греховная жизнь не оставлены, если сатанинское начало не изгнано из души человека, добрые всходы будут заглушены. Произрастут тернии и погубят доброе семя.
Благодать может процветать лишь в том сердце, которое постоянно готово к восприятию драгоценных семян истины. Тернии греха легко прорастают на любой почве; они не нуждаются в уходе; благодать же надо тщательно взращивать. Растения с шипами и колючками готовы прорасти всегда, и постоянно должна проводиться работа по их выпалыванию. Если сердце не находится под неусыпным наблюдением Бога, если Святой Дух не очищает и не облагораживает характер человека, прежние привычки непременно заявят о себе. Люди могут радостно говорить о своей вере, но если они не освящены Евангелием, их утверждения ничего не стоят. Если они не одержали реальную победу над грехом, то грех одерживает победу над ними. Тернии, срезанные, но не искорененные, быстро разрастаются, пока полностью не опутают душу человека.
Христос вполне определенно указывает на опасности, подстерегающие душу. Марк записал, что Он упоминает заботы века сего, обольщение богатством и иные страсти. Лука указывает на заботы, богатство и земные наслаждения. Все это заглушает Слово, прорастающее духовное семя. Душа перестает насыщаться пищей Христовой, и духовность оставляет сердце человека.
«Заботы века сего». От порабощения мирскими заботами не застрахован никто. Для бедного источником растерянности и забот являются тяжелый труд, лишение и угроза нищеты. Для богатого же страх наступает при мысли о потере или от множества его беспокойных дел. Многие из последователей Христа забывают урок, который Он призывал нас брать у полевых цветов. Эти люди, по сути, не доверяют Его постоянной заботе о них. Христос не может взять на себя груз их забот, если они не доверяют их Ему. Так житейские заботы, которые должны были бы обращать людей к Спасителю в поисках поддержки и успокоения, лишь отделяют их от Него.
Многие из тех, кто мог бы быть плодотворным в служении Богу, склонны к приобретению богатства. Вся их энергия уходит в деловую активность, и они вынуждены пренебрегать духовными ценностями. Так эти люди отдаляют себя от Бога. Священное Писание призывает нас трудиться и «в усердии не ослабевать» (Римлянам 12:11). Мы должны работать, чтобы помогать тем, кто находится в нужде. Христианину необходима разумная деловая активность, но он может заниматься ею, не впадая в то же время в грех. Многих дела поглощают до такой степени, что люди не находят времени для молитвы, у них нет времени изучать Библию, им некогда служить Богу, искать встречи с Ним. По временам и в такой душе пробуждается жажда святого и небесного;но нет времени отвлечься от мирского шума и прислушаться к величественным и авторитетным словам Духа Божьего. Вечное стало для них второстепенным, а мирское заняло первое место. В этом случае семя Слова Божьего также не может дать плода, ибо душа заросла терниями обмирщенности.
Многие люди, устремляющиеся к разным целям, впадают в подобное заблуждение. Они трудятся для блага других; они считают, что их обязанности настолько важны, а ответственность столь велика, что позволяют всему этому вытеснить преданность и посвящение Богу. Пренебрегая общением с Богом через молитву и изучение Его Слова, они забывают, что Христос сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Иоанна 15:5). Они обходятся без Христа, их жизнь не исполнена Его благодати, и в характерах обнаруживаются черты самолюбия. В результате их служение омрачается тщеславием, стремлением к первенству, грубыми, отталкивающими чертами необузданного сердца. Здесь лежит одна из главных причин неудач христианского служения. Вот почему его результаты нередко оказываются ничтожными.
«Обольщение богатством» обладает одурманивающей, завораживающей силой. Слишком часто те, кто обладает мирскими богатствами и ценностями, забывают, что силы для обретения всего этого дает им Бог. Они говорят: «Моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие» (Второзаконие 8:17). Их богатства не пробуждают в них благодарности Богу, но ведут их к возвышению собственного «я». Они утрачивают ощущение своей зависимости от Бога и своих обязательств по отношению к ближнему. Вместо того, чтобы считать богатство даром Божьим, который нужно употребить для Его славы и для блага человечества, они смотрят на свое богатство как на средство самоутверждения. Вместо того чтобы развивать в человеке черты Божьего характера, богатства используются для развития черт характера сатаны. Таким образом, и в этом случае семена Слова Божьего заглушаются терниями. Огромная опасность таится в развлечениях и «наслаждениях житейских», которых ищут лишь для своего удовольствия. Привычка потворствовать себе подрывает физические силы человека, затуманивает его разум, притупляет духовное восприятие и является примером «плотских похотей, восстающих на душу» (1 Петра 2:11).
«Другие пожелания» не обязательно греховны сами по себе, но представляют тем не менее опасность, когда ставятся на первое место, выше Царства Божьего. Все, что отвлекает разум от Бога, все, что уводит наши чувства от Христа, является гибельным для души.
Когда ум молод, энергичен и склонен к быстрому развитию, человек испытывает большое искушение сосредоточиться на развитии своего «я» и служении самому себе. Если при этом мирские предприятия человека успешны, его подстерегает опасность продолжать жить таким же образом, что заглушает голос совести и ведет к утрате способности верно оценивать то, что составляет истинное благородство характера. Когда жизненные обстоятельства способствуют развитию человека в этом направлении, это осуждается Словом Божьим.
Велика ответственность родителей в период, когда происходит становление их детей. В эту пору все усилия должны быть направлены на то, чтобы окружить молодежь всем тем, что оказывает правильное влияние, формируя у них верные взгляды на жизнь и на истинный успех в жизни. Но как много еще в нашем мире родителей, подменяющих эту задачу и сводящих свое усердие к материальному обеспечению детей, к заботам об их процветании в земном, грешном мире. Все нажитые связи употребляются для достижения именно этой цели. Многие родители переселяются в большие города, с тем чтобы ввести своих детей в высшее общество. Они окружают их таким влиянием, которое способствует развитию в них светского высокомерия и гордости. В подобной атмосфере останавливается живое развитие души и разума, теряются из виду благородные цели. Преимущество быть детьми Божьими, наследниками вечности обменивается на мирскую выгоду. Многие родители полагают, что дадут счастье своим детям, потакая их любви к развлечениям. Они поддерживают спортивные увлечения своих детей, позволяют им посещать вечеринки, снабжают их деньгами, чтобы те использовали их для хвастовства и угождения своим прихотям. Но чем больше удовлетворяется страсть к удовольствиям, тем сильнее она становится. Интересы подобной молодежи все более и более сводятся к одним только развлечениям, так что со временем они становятся главной целью в жизни. Для них почти исключается возможность стать истинными и последовательными христианами вследствии безделия и самоугождения.
Даже церковь, которая должна быть столпом и основанием истины, поощряет эгоистическую любовь к удовольствиям. Какие способы избирают многие церкви для сбора средств на религиозные нужды? Они проводят благотворительные базары, ужины, костюмированные ярмарки, даже лотереи и подобные мероприятия. Зачастую места, отведенные для служения Богу, оскверняются пиршествами, торговлей и всякого рода увеселениями. В результате этого падает уважение молодежи к дому Божьему и исчезает благоговейное отношение к богослужению. Рушатся барьеры самообладания. Самолюбие, потакание своему аппетиту, хвастовство заявляют о себе во весь голос; и эти качества будут усиливаться, если их не ограничивать.
Погоня за удовольствиями и развлечениями особенно сильно проявляется в городах. Многие родители выбирают город местом жительства для своих детей, рассчитывая дать им большие преимущества, но в итоге приходят к разочарованию и нередко слишком позднему раскаянию в своей ужасной ошибке. Современные города стремительно уподобляются Содому и Гоморре. Большое количество праздничных и выходных дней способствует развитию праздности. Возбуждающие развлечения — театры, лошадиные бега, азартные игры, выпивка и пирушки способствуют развитию сильной эмоциональной напряженности. Молодежь захватывается этим общим потоком. Те, кто привыкает к развлечениям ради развлечений, открывают настежь двери множеству искушений. Молодые люди беззаботно предаются веселью и бездумному развлечению. В обществе любителей удовольствий они предаются этому одурманивающему влиянию. Они переходят от одного развлечения к другому, пока не утратят всякое желание и способность вести разумную и полезную жизнь. Их религиозные устремления охлаждаются; их духовная жизнь погружается во мрак. Все благородные свойства души, все, что связывает человека с духовным миром, теряется.
Некоторые из этих несчастных порою могут вдруг увидеть все свое безумие и раскаяться. Бог может простить их. Но они уже настолько навредили своей душе, что до конца жизни будут подвержены опасности, поскольку в них в значительной степени утрачена способность различать добро и зло, способность, которую следует беречь и укреплять. Они уже не с такой чуткостью слышат направляющий голос Святого Духа, не так ясно способны распознавать ухищрения сатаны. Слишком часто в момент искушений они отходят от Бога. Погоня за развлечениями чревата губительными потерями как в земной, так и в будущей жизни.
Заботы, богатство, наслаждения — все это использует сатана в своей коварной игре, привлекая человеческие души. Нам дано предупреждение: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира» (1 Иоанна 2:15, 16). Тот, Кто читает сердца людей, как открытую книгу, говорит: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Луки 21:34). А апостол Павел, вдохновленный Святым Духом, пишет: «Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу;ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тимофею 6:9, 10).
Возделывание почвы
В притче о сеятеле Христос указывает на зависимость результатов посева от почвы, на которую падает семя. Во всех случаях сеятель и семя остаются неизменными. Из этого следует, что если Слово Божье не производит преобразующей работы в нашем сердце и в нашей жизни, причина кроется в нас самих. Результаты посева в определенной степени зависят от нас. Мы, конечно, не можем сами изменить себя, однако выбор всегда остается за нами, и это в конечном счете определяет то, чем мы станем в будущем. Слушатели с сердцами, подобными земле при дороге, каменистой почве или почве, заросшей сорняками, не должны оставаться такими всегда. Дух Божий непрерывно стремится пробиться через слепое увлечение, которое удерживает человека во власти мира, и пробудить в нас потребность в вечных ценностях. Лишь сопротивляясь Духу Божьему, человек становится невнимательным и небрежным по отношению к Слову Божьему. Люди сами виновны в черствости своих сердец, которая препятствует укоренению в их душах добрых семян; люди сами ответственны за сорняки зла, препятствующие развитию добра.
За садом сердца необходим уход. Его почву необходимо взрыхлять глубоким раскаянием во грехе. Следует постоянно вырывать губительные сатанинские сорняки. Почву, заросшую тернием, удается восстановить лишь упорным трудом. Так и порочные склонности нашего природного сердца могут быть преодолены лишь долгими ревностными усилиями во имя Иисуса и с Его помощью. Господь призывает нас словами Своего пророка: «Распашите себе новые нивы и не сейте между тернами» (Иеремии 4:3; Осии 10:12). Он хочет сделать для нас эту работу, и Он просит нас сотрудничать с Ним. Перед сеятелями семян Слова Божьего стоит возвышенная задача: приготовить сердца к восприятию Благой вести. В служении Словом часто бывает слишком много проповедования и очень мало живого обращения от сердца к сердцу. Потерянная же душа нуждается прежде всего в глубоко личном участии. Нам следует подходить к каждому человеку индивидуально, с сочувствием, которое проявлял Христос, стремясь пробудить интерес к великим вопросам вечной жизни. Сердца людей могут оказаться такими же твердыми, как утоптанная дорога, и порою могут показаться тщетными любые попытки обратить их к Спасителю; однако там, где бессильны логика и доводы разума, любовь Христа, открывающаяся человеку через служение вестников, все-таки может смягчить окаменевшее сердце и укоренить в нем семена истины.
Сеятели Слова должны неустанно заботиться о том, чтобы ростки его не были заглушены тернием или не погибли вследствие запущенности души. Каждого верующего с первых дней его христианской жизни следует просвещать относительно основ христианства. Он должен узнать, что он не просто спасен жертвою Христа, но призван сделать жизнь Христа своею жизнью, Его характер — своим характером. Учите каждого, что ему следует достойно нести свое бремя и отвергать природные склонности. Пусть каждый постигнет блаженство работы для Христа, следуя за Ним с самоотречением и выдержкой, как добрый воин Христа. Научитесь доверяться Его любви и возлагать на Него свои заботы. Испытайте радость в привлечении других душ к Нему. В своей любви и внимании к потерянным забудется свое «я». Мирские наслаждения потеряют свою притягательную силу и уже не смогут расхолаживать душу. Плуг истины будет совершать эту работу. Он разобьет залежавшуюся землю. Он не просто оборвет сорняки, он вырвет их с корнем.
На доброй почве
Сеятель не всегда встречается с разочарованиями. О семени, упавшем на добрую землю, Спаситель сказал, что оно «означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать». «Упадшее на добрую землю, это те, которые, услышавши слово, хранят его в добром и чистом сердце принося плод в терпении».
«Доброе и чистое сердце», о котором говорится в притче, это не сердце без греха; Евангелие ведь принесено потерянным. Христос сказал: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Марка 2:17). Доброе и чистое сердце у того, кто открыт для убеждения Святого Духа. Он сознает свою вину и чувствует потребность в милосердии и любви Бога. Он движим искренним желанием познать истину, с тем чтобы радостно подчиниться ей. Доброе сердце — это верующее сердце, сердце, имеющее веру в Слово Божье. Без веры невозможно обрести это Слово. «Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евреям 11:6).
Вот что означает «слышащего слово и разумеющего». Фарисеи в дни Христа закрывали свои глаза, чтобы не видеть, затыкали свои уши, чтобы не слышать. Поэтому истина не могла проникнуть в их сердца. Их ждет возмездие за их сознательное невежество и намеренную слепоту. Своих же учеников Христос наставлял, чтобы они открывали свои умы для Его наставлений и были готовы верить. Он благословил их, ибо они видели глазами и слышали ушами — и уверовали.
Слушатель, уподобленный доброй земле, принимает слово «не как слово человеческое, но как Слово Божие, — каково оно есть по истине» (1 Фессалоникийцам 2:13). Только тот может истинно понять Писание, кто воспринимает его как голос Божий, обращенный к нему лично. Он благоговеет перед Словом, ибо для него оно является живой реальностью. Он открывает Слову свое сознание и свое сердце, чтобы обрести его. Именно такими слушателями были Корнилий и его друзья, которые сказали апостолу Петру: «Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога» (Деяния 10:33).
Познание истины зависит не столько от силы интеллекта, сколько от чистоты намерений и простоты искренней веры. Ангелы Божьи приближаются к тем, кто в смирении сердца ищет Божественного руководства. И Святой Дух дан им для того, чтобы открыть неисчерпаемые сокровища истины.
Человек, которого Христос уподобляет доброй почве, услышав Слово, хранит его, и сам сатана со всеми своими слугами зла не в состоянии похитить у него это сокровище.
Недостаточно просто услышать или прочитать Слово. Тот, кто хочет получить пользу от Писания, должен размышлять над той истиной, которая представлена в Слове. С серьезным вниманием и молитвенным размышлением мы должны постигать значение слов истины и проникаться их глубиной.
Бог предлагает нам наполнить свой разум великими, чистыми мыслями. Он хочет, чтобы мы постоянно размышляли о Его любви и милосердии, постигали Его чудные дела в совершении Его великого плана искупления. Тогда Его великие истины будут становиться для нас все яснее и яснее, а наше стремление к чистоте сердца и свежести мысли будет все более сильным и благородным. Душа, пребывающая в чистой атмосфере святых мыслей, преобразуется, общаясь с Богом через изучение Его Слова.
«И приносят плод». Те, кто, услышав Слово, хранят его, принесут плод послушания. Слово Божье, воспринятое душой, проявит себя в добрых делах. Это будет очевидным в характере, подобном характеру Христа, и в самой жизни человека. Христос говорил о Себе: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (Псалтирь 39:9). «Не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Иоанна 5:30). В Писании сказано: «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Иоанна 2:6).
Слово Божье часто вступает в противоречие с наследственными или приобретенными чертами характера человека и его жизненными привычками. Но слушатель, уподобленный доброй почве, постигая Слово, принимает все его условия и требования. Свои привычки и жизненные правила он подчиняет Слову Божьему. В его глазах установления смертного, ошибающегося человека становятся несущественными по сравнению со Словом бесконечного Бога. Всем сердцем, безраздельно он устремляется к жизни вечной. Любой ценой, невзирая на потери, преследования и даже на саму смерть, он будет повиноваться истине.
И такой человек приносит плод «в терпении». Никто из принявших Слово Божье не избавлен от трудностей и испытаний;но когда приходят страдания, истинный христианин не впадает в беспокойство, неверие или уныние. Хотя мы порой и не видим выхода из создавшегося положения или не понимаем цели Божьего провидения, мы не утрачиваем нашу веру. Помня о милосердии Господа, нам необходимо возложить на Него наши заботы и с терпением ожидать Его спасения.
Конфликты укрепляют духовную жизнь. Испытания, перенесенные должным образом, разовьют стойкость характера и принесут драгоценные духовные дары. Совершенный плод веры, кротости и любви часто лучше созревает среди грозовых туч и темноты.
«Земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний» (Иакова 5:7). Так и христианин должен с терпением ожидать, когда Слово Божье принесет плоды в его жизни. Часто, когда мы молимся об обретении плодов Духа, Бог отвечает на наши молитвы таким образом, что ставит нас в обстоятельства, которые способствуют созреванию этих плодов; но мы при этом не понимаем Его цели, удивляемся непонятному повороту событий и приходим в смятение. Все же нельзя забывать, что никто не может развить эти плоды Святого Духа иначе, как через процесс роста и созревания плода. Наша задача — лишь воспринять Слово Божье и крепко держаться его, предав себя полностью его водительству; и тогда желанная цель будет достигнута в нас.
«Кто любит Меня, — сказал Христос, — тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоанна 14:23). Нами будет управлять более сильный, совершенный разум, ибо мы находимся в живой связи с источником всеодолевающей силы. В нашей духовной жизни мы станем слугами Иисуса Христа. Мы не будем более жить жизнью угождения себе, но Христос будет жить в нас. В нашей жизни будет отражен Его характер. Таким образом произрастут в нас плоды Святого Духа — «один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат».