Место для рекламы

ВНАЧАЛЕ БЫЛ – ПУШКИН...

Одно из многих моих "Писем" в Интернете, посвящённом жизни и творчеству Ольги Бешенковской. На этот раз оно рассказывает о двух её поэмах, посвящённых Александру Сергеевичу Пушкину. Сегодня, 6 июня, день его рождения...

На этот раз, дорогие читатели и любители поэзии Ольги Бешенковской, я хочу познакомить Вас с её двумя небольшими поэмами, которые родились под её поэтическим пером с временным перерывом чуть более десяти лет. Первая, «ПУШКИН И КЕРН», была написана в 1964 году, когда совсем ещё юному автору, вчерашней школьнице, было всего 17 лет. И вторая, «СВЯТЫЕ ГОРЫ», появилась на свет в 1975 году.
Что ж, 28 лет, это, конечно же, возраст уже более зрелый, но тоже достаточно юный для любого литератора той поры. В особенности в те времена советского безвременья, когда многое сорока и пятидесятилетние пишущие в столбик и в строчку упорно числились в «молодых авторах» и критикой, и маститыми «собратьями по литературному цеху» для удобства и пущей безопасности последних. И чтобы как-то вырваться из столь затянувшегося «литературного детства», ползунковый отряд советской литературы, по примеру «старших товарищей», упорно строчил одни за другими столь необходимые для этого романы и поэмы про «мужественных трактористов, упорно покоряющих бескрайние просторы полей нашей необъятной Родины» и про «поющие станки в светлых цехах очередной героической пятилетки».
Но параллельно этой смурной казённо-лакейской литературе в горьком Отечестве нашем всегда была и другая, как её потом назовут, «вторая литературная действительность» тех, для кого святое общение с чистым листом бумаги было не ступенью к пресловутому «литературному успеху» с извечными, и, тем не менее, всегда притягательными тридцатью сребрениками за сделку с Властью и самим собой.
Многие юные, не очень юные и совсем уже старые литераторы, с разной степенью таланта, но с едиными для всех высокими художественными и человеческими критериями жизни и творчества, изо дня в день, из года в год, многими десятилетиями, без каких-либо шансов на официальные публикации и массовое признание всегда и всему «послушного народа», в своих «подпольных» произведениях искренне пытались понять и себя, и своё Время, без холуйской ориентации на все «можно» и «нельзя», теснивших их со всех сторон.
И для этого они обращались не к дежурному набору ходульных тем и проблем литературного официоза с его трагико-комической борьбой «хорошего с очень хорошим», а к подлинной боли человеческой, чтобы ещё и ещё раз, и в первую очередь, для самих себя понять, почему Человек, рождённый для столь высокого, на протяжении всей своего многовековой Истории живёт так низко. И это тем более дико и неестественно, когда хотя и очень редко, но на человеческом небосклоне вдруг появляются люди-звёзды такой величины, что оставаться после них тем, чем мы являемся в нашей повседневной жизни, и унизительно, и непростительно во всех отношениях и бессчётное количество раз.
Естественно, что одним из первых в этом достославном списке людей-исключений их общего человеческого ряда стоит Пушкин. И не удивительно, что и само это имя, и книги его всегда были в жизни Ольги на одном из главных мест. Так было всегда и в её родном, как она его называла, Ленинбурге. Точно так же Пушкин оставался «святая святых» и потом, когда она вынуждена была эмигрировать на «неметчину», чтобы на родных российских просторах не кануть в небытие навсегда, (судьба очень и очень многих талантливых и неординарных россиян, из-за нежелания гнуться так и не «вписавшихся» в свою страну и её народонаселение, по ошибке названное народом).
Не хочу здесь навязывать своё мнения об этих двух произведениях Ольги Бешенковской, представляю каждому читателю самому прожить их по-своему. Скажу только, что и в период как «развитОго социализма», так и в атмосфере «недоразвитого капитализма» этим произведениям на страницах российских литературных изданий места так и не нашлось (известная позиция всех власть придержащих, что тем, кто не шагает в ногу, ноги не нужны совсем).
Другое дело, что поэму «ПУШКИН И КЕРН» Оля всё же смогла в 1992 году напечатать, но только уже под чужим авторством в своей литературно-хулиганской книге-розыгрыше «Общая тетрадь». Но это уже, особая история…
Впервые эти два произведения, напрямую посвящённые Александру Сергеевичу, (а есть ещё целый цикл «Страницы пушкинских аллей»), и уже под её собственным литературным именем, были опубликованы в книге ранней поэзии Ольги «Песни пьяного ангела» в 1999 году. Книга вышла в издательстве «ДЕАН», где в прошлом, 2008 году, вышла уже посмертная книга Ольги Бешенковской «ПРИЗВАНИЕ В ЛЮБВИ» (читайте моё восьмую подобную подборку о жизни и творчестве Оли, полностью посвящённую именно выхожу этой книги). И, опять же, «Песни» вышли в свет стараниями всё того же давнего друга и верного её соратника по «второй литературной действительности», Игоря Адамацкого, за что ему многократное огромное чисто человеческое «Спасибо!».
С наилучшими пожеланиями и до новой встречи,
Ваш Алексей Кузнецов.

В завершение всем, кому литературное наследие Ольги Бешенковской дорого и близко, сообщаю, что я открыл её персональную страницу на очень популярном и творчески многолюдном сервере «Стихи.ру». Адрес страницы: http://www.stihi.ru/avtor/beschenkovskaja Там же можно не только познакомиться с её поэзией и прозой, но и выйти на другие ссылки тех сайтов в Интернете (а их немало!), которые многогранно знакомят всех желающих с жизненной и творческой биографиями Ольги Бешенковской.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныСоломон Ягодкин  06 июн 2020
7 комментариев

Похожие цитаты

Начнётся утро с чистого листа,
С холста зимы, где белые на белом
Две точки, нарисованные мелом,
Изображают нас. Их даль чиста,

А между ними только свет и снег,
И доброе тепло огня в камине —
Да будет так. И присно, и отныне,
Сейчас, и через год, и через век —

Всегда найдутся двое чудаков,
Которым почему-то это важно,
И запятые в их письме бумажном
Сольются в многоточия следов…

Опубликовала  пиктограмма женщиныAlena Tim  25 дек 2024

Клялась любить, но...

Нам надо жить научиться не любя,
Поверь, так будет легче, обещаю.
Теперь и я уж предала тебя,
Клялась любить, но за такое не прощают.

Забыты письма, кругом голова,
А нам казалось, что сто лет знакомы.
И я была, наверно, не права.
Когда прощала тебя снова, снова.

Холодный чай, я не могу уснуть,
И боль проходит только лишь с рассветом,
А впрочем, знаешь, ведь не в этом суть,
Давай не будем говорить об этом.

Опубликовала  пиктограмма женщиныVisconsia  23 дек 2023

Условие любви

Я буду твой — и в том тебе порука.
Лишь твой. Но только ты из соцсетей —
«в контакте», «одноклассников», «фэйсбука» —
из всех друзей, подписчиков, гостей,
из «комментов», из писем, сообщений,
из пикселей, из байтов и ещё
из собственных раздумий и сомнений,
души и сердца, крови, что течёт
по жилам так стремительно, из тканей,
из атомов, молекул и частиц
за гранями всех микромирозданий
времён не признающих и границ.
Прошедших и намеченных событий,
обычных слов и жестов, рифм и нот,

Опубликовала  пиктограмма женщиныДемура  08 мар 2023

С годами тянет в те места,
где был счастливым ты когда-то…
Эх, всё бы с чистого листа!..
И чтоб — ни в чём не виноват ты…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныАлексей Лобачев  03 янв 2020

Чистые листы Ахматовой

Десятилетний период с середины 20-х до середины 30-х годов Ахматову не печатали. Как она сама говорила об этом периоде: «С середины 20-х годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые — перепечатывать». Чистые листы - как никем не "прочитанные" её годы.

Я слышу лишь шум дождя за окном,
уж несколько дней, а может и месяц…
Не балует август нынче теплом,
а может не нынче, а лет эдак десять…

Мой сузился мир до размеров двора,
которым дышала я долгие годы;
в котором рождалась и жухла листва,
а строчки стихов не дождАлись свободы.

Прогулки не стали спасеньем моим —
они лишь ненужную грусть притупляли,
и снова ни строчки, и снова одним
чистым листом меня награждали.

На фото памятник Анне Андреевне Ахматовой установленный 5 марта 2006 г. во дворе "Фонтанного дома" в Санкт-Петербурге

Опубликовал  пиктограмма мужчиныВячеслав Бланшер  06 сен 2021