Юную Гиппиус современники сравнивали с колдуньями, русалками и прочими сказочными персонажами, отмечая дивное сочетание стройности ее фигуры, пышных и длинных золотист-рыжих волос и глубоких серых глаз.
Но наиболее известные характеристики Гиппиус — «декадентская мадонна» и «Белая Дьяволица», «черт в юбке», «сатанесса», «оса в человеческий рост», «русская Сафо».
Колкая, холодная, высокомерная, экстравагантная. Неутомимая спорщица, любительница дерзить и конфузить других. Носившая ожерелье из обручальных колец, подаренных ее поклонниками.
Унисекс и умелый пиарщик, талантливейший мистификатор и режиссер своей судьбы. Испытывала слабость к мужским псевдонимам и обожала брюки. Увлекалась папиросами и жила в союзе троих.
Она уникальна, фатально красива и фатально сексуальна, фатально не похожа на других и фатально роковая.
А с егодня ее назвали бы гей-иконой эту леди-дэнди и амазонку Серебряного века.
Виталий Яковлевич Вульф, российский искусствовед, включил имя Зинаиды Гиппиус в список величайших женщин 20 века, которые «определили лицо своей эпохи». А с егодня ее назвали бы гей-иконой эту леди-дэнди и амазонку Серебряного века.
Как писал о Гиппиус Сергей Маковский: «Она вся была — „наоборот“, вызывающе, не как все». И это полностью подтверждается в данном стихотворении.
Нужно признать, что это стихотворение нравится далеко не всем. Не понимаю — почему. Может, потому, что узнается день сегодняшний.
ВСЕ КРУГОМ
Страшное, грубое, липкое, грязное,
Жестко тупое, всегда безобразное,
Медленно рвущее, мелко-нечестное,
Скользкое, стыдное, низкое, тесное,
Явно-довольное, тайно-блудливое,
Плоско-смешное и тошно-трусливое,
Вязко, болотно и тинно застойное,
Жизни и смерти равно недостойное,
Рабское, хамское, гнойное, черное,
Изредка серое, в сером упорное,
Вечно лежачее, дьявольски косное,
Глупое, сохлое, сонное, злостное,
Трупно-холодное, жалко-ничтожное,
Непереносное, ложное, ложное!
Но жалоб не надо. Что радости в плаче?
Мы знаем, мы знаем: все будет иначе.
1904