«Апокатастасис» — всеобщее восстановление — считается глубоким заблуждением, ересью. Казалось бы, что плохого в том, что Бог всех спасет? Плохого ничего. Но вот милосердие таким образом будет сильно нарушено. Об этом рассуждал Достоевский в «Братьях Карамазовых». Вот, предположим, злодей-помещик затравил ребенка собаками. В посмертном бытии ребенок простил своего обидчика. А мать ребенка — сможет простить? И должна ли она простить? Где тогда ее милосердие к ее же ребенку?
Вывод: Бог желает всем спастись, но это возможно только в одном случае: все примирятся и простят друг друга,
объединившись в Боге.
Жертвы Освенцима и Гитлер, репрессированные и доносчики, ограбленный и грабитель, взяточник и благополучатель. Это возможно только в одном случае: если покаяние так изменит грешника, что его прошлое станет как бы не бывшим. И пострадавший от него как бы не был пострадавшим. Это теоретически возможно… но только в вечности. И усилия здесь должны приложить все. Милосердие Божье — оно милосердие не только ко грешникам, но и к пострадавшим праведникам.