Вот уже несколько лет продюсер Юрий Коновалов предлагает мне взяться за сценарий фильма о Рихарде Зорге. Но я пока не могу найти ключ. Для меня нет сомнений в том, что Зорге — гениальный разведчик.
Вот уже несколько лет продюсер Юрий Коновалов предлагает мне взяться за сценарий фильма о Рихарде Зорге. Но я пока не могу найти ключ. Для меня нет сомнений в том, что Зорге — гениальный разведчик. Штирлиц по сравнению с ним — просто ребёнок. Но на что в фильме сделать акцент?
Наверное, можно за основу взять рассказ о Зорге в сорок первом году. Вы знаете, что в Америке генералитет Зорге до сих пор считает своим злейшим врагом? Там убеждены, что это именно Зорге во многом спровоцировал Пёрл-Харбор, когда японские лётчики фактически уничтожили одну из самых мощных американских баз на Тихом океане.
Но мне в первую очередь хотелось бы показать Зорге как удивительного человека. А люди ярче всего раскрываются, как правило, только в любви. Поэтому я не исключаю, что в основу фильма скорее всего лягут письма Зорге к его второй жене — Екатерине Максимовой. На Долю этой женщины выпали такие страдания. Когда у Сталина возникло к Зорге недоверие, её сразу ни за что ни про что выкинули из театра, а потом уволили даже с завода и сослали в Сибирь. Но она от любимого человека так и не отреклась.
Кстати, для меня до сих пор загадка, почему к Зорге в Главном разведуправлении до сих пор сохранилось какое-то холодное отношение. Кто-нибудь знает, что когда Хрущёву начальник его личной охраны показал фильм о Зорге, «грушники» дали Зорге весьма сдержанную характеристику: мол, это был второстепенный разведчик. Это о человеке, который фактически в одиночку осенью сорок первого года удержал на Тихом океане многомиллионную Квантунскую армию, позволив перебросить под Москву десятки сибирских дивизий. Разве второстепенному разведчику такое было бы под силу?!
В общем, мыслей о Зорге у меня много. Но за стол я пока не сел.
Тем временем в Новороссийске уже начались съёмки художественного фильма по моей повести «Тихая застава». Мы как-то быстро забыли о том, что происходило у нас под боком 15 — 20 лет назад. Почему-то уже никто не вспоминает гражданскую войну начала 90-х годов в Таджикистане, которая унесла полтора миллиона жизней. Я попробовал воскресить события на одном из участков бывшей советско-афганской границы.
Поначалу фильм хотел снимать Балабанов. Но он застрял с новой работой в Питере. Ждать, когда человек освободится, я не стал. А тут же друзья мне сказали, что уже давно в бой рвётся Моховиков. До сих пор его приглашали в фильмы лишь в качестве актёра. Но я считаю, из него может получиться и блестящий режиссёр.
Валерий ПОВОЛЯЕВ