Среди названий славных и наград,
Которыми особенно гордятся,
Есть огненное слово: Танкоград,
Есть боевое званье: танкоградцы!
Е.Ховив
Танкоград — город, которого не было на карте нашей Родины. Такое неофициальное имя Челябинск получил в годы Великой Отечественной войны, когда на заводах стали выпускать танки вместо тракторов. Массовое производство танков Т-34 было освоено всего за 33 дня! По общим подсчетам каждая пятая машина, выпущенная для фронта, была сделана в Танкограде!
Челябинский тракторный завод был главным центром по производству танков в стране. Именно здесь выпускали легендарные установки БМ-13 — «Катюши». Каждый третий танк, боевой самолет, патрон, мина, бомба, фугас и реактивный снаряд изготавливались из челябинской стали.
От «Клима Ворошилова» до «Иосифа Сталина»
Первый танк на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ) собрали в конце 1940 года. За полгода произвели всего 25 машин опытной модели КВ-1, название которой расшифровывалось как «Клим Ворошилов».
В довоенные годы основное производство танков в Советской России концентрировалось на двух предприятиях — Кировском заводе в Ленинграде (сейчас Санкт-Петербург — Прим.ред.) и Харьковском моторостроительном. Почти сразу после начала боевых действий производства оказались в зоне досягаемости фашистской авиации. Тогда их эвакуировали в Челябинск и объединили с ЧТЗ, который в результате стал главным центром оборонного танкостроения и получил временное название — Челябинский Кировский завод. Так появился Танкоград.
«Статус общероссийского центра танковой промышленности за Челябинском закрепился с созданием в городе Народного комиссариата танковой промышленности», — рассказывает корреспонденту РП историк Сергей Спицын. — «Его возглавил Вячеслав Александрович Малышев, которого в шутку и с молчаливого согласия Сталина называли „Князем танкоградским“. Этот талантливый конструктор пользовался особым расположением генералиссимуса. Директором ЧТЗ стал Исаак Зальцман, которого союзники прозвали „Король танков“. Под „княжеским“ и „королевским“ руководством на ЧТЗ за военные годы выпустили 13 новых моделей танков и самоходок, в общей сложности 18 тыс. боевых машин. Каждый пятый танк, сделанный в стране, отправлялся бить врага из цехов уральского предприятия».
В 1942 году ЧТЗ впервые отправил на фронт легендарные Т-34. Их массовое производство наладили всего за 33 дня, хотя до этого считалось, что серийный выпуск боевых машин такого класса нельзя запустить быстрее, чем за четыре-пять месяцев. Впервые в мировой практике поставили на конвейер и производство тяжелого танка. Поточная сборка началась 22 августа 1942 года, и уже к концу 1943 года завод ежедневно выпускал по 25 машин Т-34 и по 10 тяжелых танков.
«О роли, которую сыграл Т-34 в Великой Отечественной войне, написаны десятки томов», — говорит военный историк Леонид Марчевский. — «Именно этот танк, получивший на фронте нежное прозвище „Ласточка“, принес победу в обороне Москвы, Сталинграда и в битве на Курской дуге. Т-34 стал легендой, одним из символов победоносной Красной Армии. Это единственный танк, который не устарел за все военные годы, когда развитие вооружения шло как никогда стремительно, и до сих пор используется в некоторых странах третьего мира. Именно поэтому этот танк чаще всего устанавливают на пьедесталы как памятник Великой Победе. Большинство танков-памятников находятся в исправном состоянии, хоть сейчас снова в бой».