Место для рекламы

О "ТИТАНИКЕ", ЛЕНИНГРАДЕ И ДВУХ ОРКЕСТРАХ

В «Титанике» Кэмерона есть одна известная сцена, которая неизменно трогает меня (как и миллионы многих) до слез. Это оркестранты, оставшиеся играть на палубе тонущего корабля. Замечу, что я человек не очень сентиментальный. И куда более яркие примеры самопожертвования редко вызывают у меня слезы. Я не плачу над сценами, в которых выносят из горящих домов детей или подставляют свою грудь под пули. Но эта сцена с музыкантами на корабле действует на меня безотказно. Очевидно потому, что задевает очень важные душевные струны, а именно, напоминает о том, что искусство (и шире — способность человека творить) — есть нечто побеждающее смерть, нечто, что создано человеком и в то же время важнее и выше его самого.

Происходил ли эпизод на «Титанике» в действительности или это миф, сотворенный коллективным-бессознательным выживших — дело не до конца проясненное.
Зато доподлинно известна другая, куда более пронзительная история. И если она когда-нибудь будет экранизирована, то сила ее воздействия, возможно, превзойдет десяток-другой «Титаников». Речь о постановке Седьмой Симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде.

Как известно, после триумфальных премьер Симфонии в разных городах мира, ее было решено исполнить в ее родном городе, который к тому моменту около года находился в окружении.
(Интересная деталь времени, предвосхитившая музыкальную тему. Радиоприемники в домах ленинградцев работали круглосуточно. Это было жизненно важно — по ним объявляли тревогу. Однако заполнять радиоэфир постоянно было некому и нечем, и чтобы слушатели знали, что их приемник работает, по радио транслировали стук метронома. Под этот мерный безличный стук и жил весь город. Если ритм учащался — это означало тревогу, нужно было бежать в укрытие.)

Партитура Седьмой Симфонии была доставлена в Ленинград на истребителе, под обстрелом немецких зениток. Но раскрыв ее, дирижер единственного оставшегося в Ленинграде оркестра — Карл Элиасберг понял, что перед ним стоит непосильная задача. Для исполнения Симфонии требовалось 80 человек, в то время как в оркестре оставалось лишь 14. Остальные или умерли от голода, или находились на передовой. Дирижер начал обходить госпитали, собирая тех, кто был в состоянии держать инструмент. По фронту прошел приказ — вернуть музыкантов в город.
Вскоре оркестр был собран. Однако первые репетиции не внушали надежд на успех. Духовики не могли играть — обостренное чувство голода вызывало у них повышенное выделение слюны при одном прикосновении к мундштуку. У скрипачей едва шевелились пальцы. Многие падали в голодные обмороки или умирали. И тогда тело тихонько оттаскивали, не прекращая репетиции. Фамилию умершего не называли, лишь тихо говорили: «Виолончель — все». Было решено прибавить к пайку музыкантов талоны на обед. Причем, талоны раздавал сам дирижер. Раздавал не всем, а тем, кто хорошо работал. Поэтому музыканты играли как в последний раз в жизни — ведь от этого жизнь зависела буквально.

9 августа 1942 года концерт все-таки состоялся.
Единственная картофелина, которая оставалась у Элиасберга была пущена на крахмал для воротничка.

Симфонию транслировали по радио и уличным громкоговорителям. Она была слышна не только ленинградцам, но и немцам. В Большом зале Ленинградской филармонии впервые за время блокады зажгли все люстры — яркий ориентир немецким пилотам. Но немцы не стреляли. Они слушали. И это был тот самый момент, когда искусство встало выше жизни и смерти, выше войны и человека. Целых 80 минут вместо выстрелов, взрывов и ударов метронома над городом звучала музыка.

Есть свидетельство, что после войны два немецких офицера, которые участвовали в блокаде и вели запись радиотрансляций, приехали в СССР по туристической путевке, разыскали Элиасберга, показали свои звукозаписи и сказали: «После этой симфонии мы поняли, что никогда не войдем в этот город».
И они не вошли.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныAshikov Shamil  18 апр 2019
6 комментариев

Похожие цитаты

МАНЬЯНА

В феврале на пляжах Варадеро малолюдно и тихо.
Я сижу на белом песке рядом с пожилым французом Жан-Марком. У него горбатый корсиканский нос и седые вьющиеся волосы, которые он собирает на макушке в пучок.
— Сегодня утром я понял одну вещь, — говорит он. — Я хочу провести на Кубе остаток дней. В Париже меня ничего не держит.
Мне нравятся люди, готовые перевернуть свою жизнь. Но Жан-Марк совсем не похож на дауншифтера. Он живет в самом дорогом отеле курорта. По вечерам он надевает льняной, благ…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныAshikov Shamil  22 дек 2018

ШАРФ ДЛИНОЮ В ЭКВАТОР

https://ok.ru/profile/539065571577/statuses/69011239862521

Мой одноклассник Саша Гройсман неплохо устроился в Тель-Авиве. Он преподает в университете математику и получает 25 тысяч шекелей.
Саша снимает квартиру к югу от центра, где он живет со своей мамой Анной Петровной. Их район нельзя назвать престижным, зато он малоэтажный, тихий и старый.
На соседней улице есть прекрасная фалафельная лавка, где Саша покупает еду, а через квартал — китайская прачечная, куда он относит белье.
Квартира находится на первом этаже, у нее есть отдельный вход и небольшо…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныAshikov Shamil  24 дек 2018

ГОРНАЯ БОЛЕЗНЬ

Тот новый год я отмечала в Саариселькя — финском горнолыжном курорте, чуть выше Полярного круга.
Незадолго до этого я развелась с мужем. Мне не хотелось видеть наших общих друзей. Поэтому я присоединилась к горнолыжной компании не очень близкой знакомой, которой не было дела до моего рухнувшего брака, как мне не было дела до горных лыж.
Наш двухэтажный отель стоял на холме. Прямо на территории находился небольшой загон с оленями. Отель был оформлен в охотничьем стиле — со шкурами, канделябрами…

4
Опубликовал  пиктограмма мужчиныAshikov Shamil  06 апр 2019