… начиналась она на Центральном телевидении в Главной редакции литературно-драматических программ в отделе с детским названием «Отдел занимательных передач». В ту пору на излете «хрущевской оттепели» в этом отделе работали молодые ребята: Михаил Подгородников, Борис Ткаченко, Инна Веткина, Михаил Григорьев, Игорь Кузнецов и примкнувшие к ним свежеиспеченные вгиковские сценаристы Анатолий Корешков и Рустем Губайдулин.
…на ЦТ обозначилось некоторое пробуждение от «зимней спячки», и редакторы Отдела Б. Ткаченко и А. Корешков, тоже проснувшись, собрали из выходившей в ту пору Библиотечки «Крокодила» несколько юмористических рассказов и сделали их инсценировку. Режиссер М. Григорьев объединил эти сценки незамысловатым мультишным героем Сан Санычем, пригласил актеров Театра сатиры Анатолия Папанова, Ольгу Аросеву, Георгия Менглета, Владимира Лепко, Юрия Соковнина, и они лихо разыграли эти сценки в соответствующих декорациях: в кафе, в учреждении, в бассейне, на кухне и т. п. (о единстве времени и места, так необходимых драматическому действию, авторы тогда еще не додумались).
Чтобы сгладить «нестыковки» в общей конструкции спектакля, режиссер пошел «от обратного»: он «прослоил» игровые миниатюры музыкальными номерами известных в то время ансамблей. Получилось, как говорится, «простенько и со вкусом». Названо было все это действо в таком же духе: «Короткие истории или несколько улыбок по разным поводам». Длинновато для названия, зато суть была определена точно: несколько улыбок для телезрителей — и никаких ни к кому претензий…
В двух последующих выпусках редакторы уже специально подбирали литературный материал под определенных актеров и даже заказывали писателям-юмористам конкретные миниатюры для А. Папанова, О. Аросевой и Г. Менглета. А в это время М. Григорьев уже планировал ввести вместо мультишного Сан Саныча живого Ведущего, который мог бы репризами объединять действие… Ну как? Что-то знакомое? Угадываются контуры будущего телекабачка?
К огромному сожалению, Михаил Григорьев трагически погиб на съемках и его интересное начинание некому было подхватить. Нужен был режиссер его творческого склада, а в литературно-драматической редакции тогда такого не было. И «Короткие истории» канули в лету…
«Кабачок «13 стульев» стал первой и самой продолжительной «мыльной оперой» в истории советского телевидения. Он вышел в эфир задолго до «Бригады» и «Рабыни Изауры» — во времена, когда еще не существовало такого понятия, как телесериал. Появившись на экранах в январе 1966 года, «Кабачок» стал поистине народной передачей. Передачей, из которой советские граждане черпали познания о такой недоступной, но такой красивой и желанной заграничной жизни. Экстравагантные герои — пани Моника, пани Тереза, пани Катарина, пан Владек, пан Ведущий и другие — стали образцом для подражания. Зрители копировали их прически и наряды, подражали манере поведения и напевали песни, которые звучали в уютном подвальчике «Кабачка. Когда в эфире шла эта программа, жизнь в Советском Союзе замирала: улицы пустели, даже снижалось потребление воды — повседневные заботы отступали на второй план. Вместе с обычными гражданами к экрану телевизора приникал и «главный зритель СССР» — Леонид Брежнев. По признанию генсека, это была его любимая передача. Но в 1980 году «Кабачок» внезапно сняли с эфира. В Польше набирала силу «Солидарность», и руководство страны решило, что мятежные поляки уже не могут быть примером для подражания. Двери «Кабачка «13 стульев» закрылись, и очень многие в Советском Союзе почувствовали себя чуть-чуть обедневшими…
1978.
К моменту выхода этой серии «Кабачок 13 стульев» уже 12 лет выходил на экраны телевидения. Любовь зрителей к этой передаче была поистине безгранична, и даже генсек КПСС Леонид Брежнев обожал смотреть «Кабачок».
За 14 лет телевизионной жизни в «Кабачке» сменилось множество актеров и режиссеров. Эту серию, в которой посетители узнают о предстоящей свадьбе Пана Директора, поставил никому тогда не известный молодой режиссер, выпускник ГИТИСа Роман Виктюк. Это сейчас его называют культовым режиссером и считают, что он совершил в России переворот в искусстве. После постановки «Служанок» по мотивам произведений Жана Жене Роман Виктюк стал одним из самых известных театральных режиссеров современности. Сегодня на счету «театрального радикала» более 120 спектаклей и десятки наград. А тогда, в 1978 году, он только искал свой путь в режиссуре. Этот выпуск «Кабачка 13 стульев» — его режиссерский дебют на телевидении.