Место для рекламы

Две встречи с Гундаревой

https://ok.ru/profile/539065571577/statuses/68503189061881

28 августа ей могло бы исполниться 70 лет.

Так уж случилось, что фильм по моему сценарию оказался последним, в котором снялась Наталья Гундарева. Это был 2001 год. Нет, я не верю во всякие дурацкие предзнаменования, но все же до сих пор дико жалею об одном… Ладно, по порядку.

Тогда Кирилл Серебренников решил сделать мини-сериал о своем родном городе — «Ростов-папа». Каждая серия была законченной историей.

Мой сюжет, очень вкратце, таков: знаменитая певица приезжает на гастроли в Ростов и вдруг решает сбежать, от менеджеров, от поклонников, от славы. Знакомится со случайным парнем. Который живет сам по себе, и даже не знает, что перед ним звезда. В общем, быстрый и яркий роман на фоне Дона.

Актрису на роль сбежавшей звезды искали долго. Нужна была знаменитая, в возрасте, очень яркая. Кто-то из актрис быстро отказывался: малоизвестный (тогда) режиссер и вообще никому не известный сценарист. Да, это был мой самый первый сценарий. А кто-то был готов, но не подходил: не тот темперамент. Вдруг Серебренников звонит и торжественно сообщает: «Будет Гундарева!». Я принял это за шутку. Гундарева? Нет, невозможно. Она была для меня богиней. Гундарева! Сладкая женщина, гражданка Никанорова, подружка Труффальдино из Бергамо. И особо любимая моя роль — жена Бузыкина из «Осеннего марафона» — очень сильная и очень несчастная.

Но Гундарева действительно согласилась участвовать. Первым делом она прочитала сценарий и сказала: «Давайте сюда автора! Мне надо с ним поговорить». Звучало угрожающе.

Мне дали ее номер телефона. Я дико боялся звонить. Ожидал, что она скажет: «Молодой человек, с чего вы взяли, что умеете писать сценарии? Идите, гуляйте, а мне напишет роль настоящий сценарист».

Набрал потной рукой. Услышал ее голос. Робко так говорю: «Здравствуйте, Наталья Георгиевна, это вот Алексей, который…» — «А! Я поняла. Леша, спасибо, что позвонили. Давайте встретимся, надо немножко доработать, вы не против?»

Силы небесные. Гундарева, великая Гундарева спрашивала меня, не против ли я… Да я был готов ей туфли чистить, мыть посуду, выносить мусор.

И мы встретились. Она тогда уже сильно похудела, очевидно вследствие болезни, которая ее и доконала. Той, пышной и круглоликой Гундаревой уже не было. Не было «сладкой женщины». Но вся сила, вся актерская страсть никуда не делись. И был этот голос, мощный и нежный одновременно. Гундарева сходу взяла меня в оборот: «Так, ну давайте разберем…» И достала сценарий, в своих пометках. Она говорила, я быстро записывал. Она объясняла мне, сценаристу, какой должна быть ее героиня. И почему вот этот поступок она может сделать, а вот этот никак не может. Только часто спрашивала: «Вы не возражаете?» (Почему-то я не возражал.) При этом пристально смотрела мне в глаза. И если замечала мимолетное сомнение, говорила, причем очень ласково: «Леша, ну поверьте мне, я же это все чувствую нутром. Я ведь как животное».

Короче, примерно за час у нас родилась совсем другая героиня. Ну почти другая. Да, оставалась певица и звезда, да, она встречала случайного парня, да, любовь… Но вся эта любовь уже возникала иначе. И бегство героини тоже было сделано внятно: не спятившая бабенка, а уставшая, изможденная женщина. Которая давно ищет любви.

Нет, я не думаю, что Гундарева переписывала свою роль, потому что чувствовала: она последняя. Просто я знаю, что она всегда так работала. Много позже мне говорили, что тогда она уже очень неважно себя чувствовала, но я этого не замечал. Она схватила меня и закружила — своим обаянием, мудростью, силой. «Я ведь как животное».

А потом я увидел ее уже на съемочной площадке. Но там общение было мимолетным. Наталья Георгиевна работала, ей было не до трепа. Помню, как после очередного дубля она начала озираться: «Где гример? Мне надо поправить грим!» А девушка-гример куда-то исчезла. Гундарева сделала властный жест: «Быстро найти!». Привели гримершу. Наталья Георгиевна жестко сказала: «Вы всегда должны быть рядом. Мы работаем, понимаете? Вы можете понадобиться в любую секунду!»

Она была актриса до последнего кадра, до последнего вздоха. Большой, настоящей русской актрисой.

А что касается предзнаменований… Та серия с Гундаревой имела отдельное название. Придумал его я, и мне до сих пор кажется: если бы я назвал фильм иначе, может, Наталья Георгиевна прожила бы дольше. Нет, конечно, это бред и суеверия, но все же. Ведь ей было всего 56. Она бы столько еще сыграла, наша великая сладкая женщина.

Серия называлась «Ее последняя любовь».

Опубликовал  пиктограмма мужчиныAshikov Shamil  26 авг 2018
2 комментария

Похожие цитаты

Мужчины разучились молчать. Совсем

Давно было дело. Приехал я в гости к другу. Сидим на кухне, культурно выпиваем, беседуем. Возникает его жена. Начинает верещать. Не то, что бы по делу, а просто так, настроение дурное. Минутка вздорности. Это ей не нравится, и вот этим она недовольна. Я бы давно взбесился и рявкнул в ответ. А друг сидит, курит, молчит. Жена верещит. Друг молчит. «Ты меня слышишь?» — возмущается жена. Друг кивает. Но молчит. Жене надоело, ушла прочь. Друг спрашивает: «Так о чем мы говорили? О Борхесе?» И продолжа…

Опубликовала  пиктограмма женщиныPin-up  19 янв 2017

Крутые бабки. Впервые в Росссии

Парк. Утро. Пробежка. Вдруг меня обгоняет девица. Любуюсь на ее круглую задницу, думаю: «Обгоню, посмотрю, кто такая!». Девице оказывается больше 50. Несется, как шустрая козочка.

Ресторан. Вечер. Читаю меню. Вдруг в мой «кадр» попадают женские ноги: облегающие джинсы, тяжелые зеленые «мартензы». Что за модная красотка? Поднимаю глаза. Красотке лет 60.

В России такого никогда не было. После пятидесяти вечная женская участь — пирожки, внуки, вязание, тихое угасание под радио «Маяк». И слово «ба…

Опубликовала  пиктограмма женщиныPin-up  10 фев 2017

В ПАМЯТЬ О РИНЕ ЗЕЛЁНОЙ

Пора восстановить справедливость. Раневскую превратили в нержавеющий автомат по выдаче шуток. Большую часть из которых она не произносила. И в ее тени совершенно засохла Рина Зеленая, актриса с превосходным ч/ю. Но куда более изящным. Некоторые шутки Зеленой приписали Раневской. Они дружили. Зеленая рекомендовала Раневскую на роль в «Подкидыше». Рина Васильевна была сценаристом (вместе с Барто), именно она подарила Фаине Георгиевне бессмертную фразу про Мулю, которая стала раневским проклятием…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныAshikov Shamil  03 апр 2017