Бульдозерная выставка — скандально известная выставка русских авангардистов, которую жестоко разогнали власти. Во времена СССР авангард считался неофициальным или подпольным искусством. Власти не рассматривали художников этого направления всерьез, всячески запрещали проводить выставки и не позволяли участвовать художникам-авангардистам в жизни и развитии русской культуры. Доходило до того, что художники и художественные организации преследовались КГБ И МВД.
Выставка неофициального искусства была организована московскими художниками 15 сентября 1974 года в одном из районов на окраине Москвы — в Беляево. На пересечении Профсоюзной улицы и улицы Островитянова авангардисты, несмотря на запрет властей и Московского союза художников, публично выставили свои картины. В число художников вошли: Оскар Рабин, В. Воробьев, Юрий Жарких, Виталий Комар, А. Меламид, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин, Евгений Рухин, Александр Рабин, Василий Ситников, Игорь Холин, Борух Штейнберг, Н. Эльская, коллекционер Александр Глезер и другие, всего около 20 художников. Выставка проходила прямо на пустыре. Рядом с художниками находились наблюдатели, которые состояли из друзей и родственников художников, а также журналистов западных информационных агентств и дипломатов.
О готовящейся выставке было известно заранее, поэтому художников пытались всячески задержать. Сначала попытались обвинить их в краже часов в метро, а на пустыре вдруг объявились рабочие и машины с саженцами, которым вдруг неожиданно надумалось сажать деревья в воскресенье. Несмотря на это, художники развернули выставку, которая проходила буквально полчаса, после чего к этому месту были стянуты бульдозеры, поливальные машины, самосвалы и почти сотня милиционеров. После этого началась настоящая вакханалия. Художников избивали и арестовывали, картины портили и ломали. Как вспоминают сами художники, в участке им заявляли: «Стрелять вас надо! Только патронов жалко…».
Событие, которое вошло в историю под названием «Бульдозерная выставка», всколыхнуло общественность. В зарубежной прессе стали писать, что в СССР буквально бьют и сажают людей за попытку свободы творчества. Авангардисты находятся вне закона, подвергаются репрессиям и за вольную трактовку живописи с ними могут сделать всё, что угодно. Советские власти после такого вынуждены были уступить и через две недели после вышеозначенных событий позволили художникам провести выставку на открытом воздухе в Измайлово.
Сложно сказать однозначно, как отношение властей повлияло на весь русский авангард. С одной стороны, власти СССР откровенно показывали своё невежество и, возможно, потеряли активно развивающуюся часть культуры, которая в других странах добилась гораздо большего успеха, благодаря содействию властей. С другой стороны, любое новое искусство, так или иначе, встречает сопротивление, и любое новое искусство начинает активно развиваться именно за счёт того, что приходиться идти против течения, доказывать свою правоту, создавать нечто новое и укреплять свои позиции.