Глядя на то, как спортивные функционеры из МОК довольно нагло отбирают медали у наших спортсменов, не утруждая подчас себя предоставлением внятных доказательств, основываясь только на сомнениях и предположениях, нередко вспоминают о том, как прекрасны были первые античные Олимпиады.
Именно их всегда считали эталоном чистоты в спорте и на них предлагают равняться. Однако такие утверждения совершенно не соответствуют действительности. Это еще один из древнегреческих мифов, ибо все худшие стороны современности — обман, подкуп, коммерциализация, коррупция — все это тогда цвело пышным цветом. И «честной игры» не существовало в принципе.
Так же, как и современные атлеты, древние спортсмены мотивировались материальной выгодой. Казалось бы, какая выгода, если победители получали только лавровые венки? А как бы не так! Афины платили олимпийским чемпионам целые состояния. Популярным победителям платили огромные деньги за публичные выступления.
И за все это — славу, деньги, личную статую — боролись всеми доступными способами. К примеру, спортсмены пробовали различные заклинания, травы, зелья, масла и алкоголь, хотя за это могли быть разные наказания — от порки до смерти. Несмотря на риски, спортсмены подкупали судей и конкурентов.
Коррупция на античных Олимпиадах была так распространена, что греческий географ и писатель Павсаний, живший во II веке, называл их несвященными играми. Карл-Вильгельм Вебер, автор капитального труда «Несвященные игры: Древняя Олимпия между легендой и реальностью», считал, что кучка древнегреческих спортивных профессионалов купалась в «проплаченных победах» и политических интригах. Пойманных за руку атлетов-коррупционеров нещадно штрафовали и пороли, но честнее от этого Олимпийские игры не становились.
Увы, представление о том, что в Олимпию съезжались со всех уголков Греции атлеты-любители, чтобы честно бороться за оливковые венки во имя мира и спортивного духа, является красивой легендой: у них были те же проблемы, что и сегодня, считает профессор истории Университета Пенсильвании Дэвид Гилман Романо. И одна из них — коррупция.
В «Описании Эллады» Павсания можно прочитать о 16 статуях Зевса, установленных в стадиона в Олимпии. Все они отлиты из бронзы на штрафы провинившихся атлетов и судей, которые нарушили данную Зевсу клятву состязаться честно и судить беспристрастно. Греки увековечивали имена нарушителей в назидание потомкам. Первые статуи появились здесь в 388 году до нашей эры.
Каждая «штрафная» статуя сопровождалась описанием, при каких обстоятельствах она отлита. На изваяниях также были нанесены сентенции и советы атлетам не повторять ошибок нарушителей.
Атлеты клялись у ног статуи Зевса, одного из семи чудес Древнего мира, состязаться честно. Они приносили в жертву быка и вепря и жарили мясо на священном огне, но не всегда могли устоять перед искушением смошенничать. Им разрешалось советоваться с предсказателями, пользоваться амулетами и мазями — античным вариантом стероидов; и даже насылать проклятия на соперников. Но подкуп соперников и судей был запрещен.
Правда в отличие от современных Олимпиад судьи в Древней Греции ограничивались физическим и финансовым наказанием, венок у провинившихся олимпиоников не забирали. Наверняка это усиливало соблазн попытаться победить нечестным путем.
Коррупция на Олимпийских играх нередко имела еще и политическую подоплеку. Например, когда стало известно, что пятиборец Калипп из Афин на Олимпиаде в 332 году до н. э. подкупил нескольких соперников, его вместе с остальными нарушителями оштрафовали. Денег на штраф у него не нашлось, и Афины послали в Олимпию искусного оратора, который должен был убедить организаторов Игр снять с Калиппа наказание. Однако те были непреклонны. Афины отказались платить штраф за своего гражданина и были включены в черный список: следующие Игры прошли без афинских атлетов.
Афиняне решили пойти на принцип и не платить штраф и дальше, но в дело вмешалась высокая политика. Главный жрец в Дельфах поддержал Олимпию и закрыл афинянам доступ к Дельфийскому оракулу. Это наказание оказалось намного серьезнее запрета участвовать в Олимпиадах — Афины сдались и быстро заплатили за своего пятиборца.
Конечно, олимпийские победы были престижны не только для атлета, но и для города, который он представлял. На юбилейных 100-х Играх делегация Эфеса подкупила Сотада с Крита, победившего в забеге на длинную дистанцию. Бегун заявил, что представляет Эфес. Родина такой измены не простила. Сотада (к слову, победителя предыдущей Олимпиады) изгнали с острова, а дом атлета сожгли.
В 396 году до н. э. громкий скандал разразился после забега на один стадий. Двое из трех судей проголосовали за Эфолема из Элиса, а третий отдал победу Леону из Амбрасии.
Обиженный Леон подал апелляцию в Олимпийский совет, разбиравший споры и жалобы. Судьи из Элиса были оштрафованы. Однако Леону это принесло лишь моральное удовлетворение, пишет Павсаний. Венок остался у Эфолема.
Греков, конечно, не нужно было учить коррупции, они сами могли научить ей кого угодно. Однако наиболее пышно коррупция на Олимпийских играх расцвела у римлян. Формально император Нерон считается самым выдающимся олимпиоников всех времен и народов: на
212-й Олимпиаде император был награжден 1808 оливковыми венками.
Но дело тут не блестящих спортивных способностях Нерана, а в банальном подкупе
организаторов Олимпийских игр, и те включили в список состязаний наряду со спортивными дисциплинами поэтические и музыкальные соревнования — в этих жанрах император действительно поднаторел.
Однако победы, купленные на греческих ристалищах не помогли ему поднять свою популярность и восстановить авторитет. Вскоре противники Нерона составили заговор и убили императора. Сменивший его на престоле Сервий Гальба потребовал, чтобы Олимпия вернула деньги, которые Нерон раздал судьям и организаторам в обмен на победы. в ответ греки отомстили римлянам, вычеркнув из списка Олимпиад Игры 67 года и все упоминания о Нероне.
Так что, античные Олимпиады тоже были коммерческим предприятием не меньше, чем спортивным, а купить тогда можно было все.