На последних слепых прослушиваниях «Голоса» зрители столкнулись с любопытным феноменом: опытные наставники принимали современные авторские песни за народные, возникшие много веков назад. Так произошло с замечательными песнями Анны Пингиной «Ласточка» (в исполнении Анаит Погосян) и Елены Фроловой «Дороженька» (в исполнении Василины Горожанкиной). Причем в последнем случае и сама певица была уверена, что исполняет духовный стих 18 века.
Безусловно, признание авторской песни в качестве народной - это наивысший комплимент, который может заслужить автор. И все-таки хочется сказать несколько слов об авторе песни «Дороженька» Елене Фроловой.
Многие знают и любят как собственные композиции певицы («Не улетай ввысь», «Когда я устану жить», «Соломинка любви»), так и песни, написанные ею на стихи поэтов Серебряного века: Марины Цветаевой, Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой и других.
Менее известно массовой аудитории ее обращение к русской песенной традиции. Так, освоив игру на гуслях, Елена Фролова выпустила в 2003 году альбом, в который вошли русские духовные стихи и народные песни, исполнявшиеся под аккомпанемент гуслей и a capella.
Кроме того, певица включила в альбом и несколько авторских песен, явно созданных под влиянием того песенного пласта, в который погрузилась исполнительница. Так возникла песня «Дороженька», ставшая заглавной в альбоме.
«Дороженька» очень быстро стала популярной: песню исполняли такие известные певицы, как Ольга Арефьева и Марина Девятова. Вскоре появились и многоголосые аранжировки для русских хоров. Вот одно из таких исполнений (кстати, Елена Фролова является идейным вдохновителем и организатором фестиваля «Гусли мира», ежегодно проходящем в Суздале).
Почему песня так полюбилась и стала фактически народной? Мне думается, что дело не только в мелодичности и узнаваемых образах «дороженьки», «чистого поля», «любви-зазнобушки», «горя-горюшка».
Сам центральный образ дороги как духовного странствия, духовного поиска глубоко укоренен в русской культуре, равно как и образ странника. И оттого так пронзительно звучат в песне слова:
Подарил Боженька
Мне тебя, дороженька.
Слева да справа —
Русская держава.
Спереди да сзади —
Люди Христа ради,
Как и я, болезныя,
Ходют, бесполезныя,
В чаще бездорожия
Ищут слово Божие.
Какой всеобъемлющий космос русской жизни - и вчерашней, и сегодняшней, современной..
А иначе не отзывалась бы душа на эти строки, не слышала бы звон незримого колокольчика, о котором замечательно сказала Елена Антоновна Камбурова, руководитель Театра Музыки и Поэзии, в котором много лет служит Елена Фролова:
«Он-то может и есть самый главный проводник в те миры и пространства, которых не видать нам из-за смога, нависшего над нами, имя которому — суета!»