Мифы — естественная приправа в истории любви, случившейся без малого 3300 лет назад под зорким оком солнечного бога Атона. Они только подчеркивают вкус классического блюда: страсть, любовный треугольник, предательство и месть…
Прекрасная грядет
Итак, в XVI—XI вв. до н.э. Египтом правил Аменхотеп III. Как всякий уважающий себя фараон, Аменхотеп владел гаремом, в котором нежилось просто неприличное число юных дев всех красок и мастей.
Были в гареме и свои жемчужины. Например, 12-летняя дочь царского вельможи Эйе с ничуть не льстящим именем Нефертити — «красавица грядет». Девочка действительно была прелестна, но как-то ускользнула от взгляда престарелого фараона.
Зато его сын, Аменхотеп IV, взошедший на престол, приметил Нефертити среди сотен девичьих лиц. Миндалевидные глаза, тонко очерченный нос и губы, благородное выражение безмятежного покоя и пропорциональная изящная фигурка Нефертити действительно заставляли обращать на себя внимание.
Взойдя на престол, молодой фараон приблизил к себе красавицу и вскоре сделал ее «великой царской женой». Началась эпоха правления Нефертити…
Семейная идиллия
Кем был Аменхотеп? Вредным, женоподобным и непривлекательным мужчиной. Зато жена его любила — если судить по многочисленным фрескам и скульптурам, выполненным на заказ. Нигде и никогда любовь не раскрывалась столь интимно, как на этих изображениях семейной идиллии: фараон, его супруга и их дочери — на прогулке, в саду, молящиеся богу Солнца.
Дочерей у царственного семейства было шестеро. А вот наследных принцев — ни одного. И фараон переживал. Хотя, пока его прекрасная супруга была рядом, он старался не предаваться грустным мыслям. Подумаешь: выдадим дочерей замуж — вот и сыновья, и внуки, и правители! Пока же следует заняться делами государственными. Они того стоили!
Историки все ближе склоняются к мысли, что именно Нефертити надоумила фараона произвести неслыханный религиозный переворот: для укрепления мира между Египтом и другими государствами Аменхотеп IV решил упразднить многих богов. Но они так тесно сплелись между собой в древнеегипетской мифологии, что не имело смысла убирать лишь некоторых. И Аменхотеп умертвил всех!
Остался только один бог — Солнечный Атон. Ему и велел поклоняться фараон-еретик. Себя он окрестил Эхнатоном — «угодный Атону», свою жену — Нефер-Нефер-Атон — «ликом подобная Атону», а на жрецов, тут же не преминувших его проклясть, и не взглянул — букашки!
Каждое утро фараон и верная его сподвижница Нефертити приветствовали Атона, восходящего на небосклоне, торжественными гимнами.
Даже заключая важные договоры, Эхнатон клялся богом Солнца и обязательно — своей любовью к жене.
Реформаторская деятельность фараона монотеизмом не закончилась. Эхнатон решил построить новую столицу — Ахетатон. И за каких-то 10 лет в песках действительно поднялся город-сад: с расписными дворцами, причудливо выложенными мостовыми, бассейнами с прозрачной водой, шумящими рощами и звенящими в них птицами.
На 12-й год своего правления Эхнатон собрал царские пожитки и переселился в новую столицу. А вот Нефертити осталась в Фивах.
Яблоко раздора
Священное животное — кошка — уже не раз пробегало между супругами. Стареющий фараон все сильнее зацикливался на мысли о наследнике. Ради пользы дела он вступил в брак с собственной старшей дочерью Меритатон — бытовала такая практика среди правителей Древнего Египта.
Ускорившая, кстати, по мнению историков, их вырождение. Нефертити решение супруга не одобряла, но повиновалась: сама научила дочь изысканным ласкам, которые так нравились ее мужу.
Но — вот ирония! — дочь тоже родила фараону дочь! Атон упорно не хотел одаривать своего наместника на земле отпрысками мужского рода. А тут еще случилась смерть одной из старших дочерей, Макетатон, и Эхнатон открыто начал чуждаться Нефертити. Не хватало последней капли…
Соперница прекраснейшей
Любовь нечаянно нагрянет — и бес лукаво постучит в ребро. Среди наложниц взгляд фараона вдруг задержался на смуглом, дерзком лице. Такой страстью и зноем веяло от этих черт, что Эхнатон моментально потерял голову.
Красотку звали Кийя. В гарем она попала в качестве подарка, а до того была известна как миттанийская принцесса Тадухеппа. Несколько лет Кийя пребывала в наложницах, но что трещины в супружеской жизни для жены фараона, то для ее юной соперницы — тропинки к государственному сердцу.
Кийа родила фараону сына. А потом еще одного. Эхнатон пребывал на седьмом небе! Не имея права назвать любимую «великой женой» при здравствующей первой, Эхнатон сделал ее «младшим фараоном», посадил рядом с собой на трон и подарил синий венец — знак царской власти.
Имя униженной царицы Нефертити, молча переживающей свой позор в Фивах, фараон предпочел забыть и, по возможности, стереть со всех дощечек, стен, скульптур и фресок. Рядом с его именем отныне стояло имя новой возлюбленной.
Эхнатон щедро засыпал юную жену подарками и строил в честь нее дворцы — один прекраснее другого. Вершиной этих архитектурных признаний в любви стал роскошный дворец Мару Атон, куда парочка и переселилась.
Кийа, взлетев так высоко, до ужаса боялась страшного падения. Влияние Нефертити на египетский народ было огромно, о ее ревнивом и мстительном характере слагались легенды, и Кийю мучила вполне объяснимая бессонница.
А, между тем, фараон действительно начал охладевать к ней. Неизвестно, умерла ли Кийа раньше, чем наступил момент полного отчуждения, или успела почувствовать на себе участь царицы Нефертити, но на 16-м году правления Эхнатона она исчезла из его жизни.
Жестокая месть
Эхнатон не мог спокойно себя чувствовать без преданной супружеской поддержки. Поколебавшись, он предложил Нефертити забыть обиды и вернуться. Царица не простила.
«Великой супругой» фараона вновь стала ее старшая дочь Меритатон. И уж она-то постаралась отомстить за мать — упоминания о выскочке Кийа стирались со всех каменных носителей.
Для всякого египтянина это было подобно самому страшному проклятию: по мере того, как имя исчезало из памяти потомков, душа лишалась покоя и благополучия в загробной жизни.
Бедная Кийа — за царских размеров счастье она заплатила такой же огромной ценой. Впрочем, имена и Эхнатона, и Нефертити после их смерти вернувшие многобожие жрецы пытались предать забвению.
Не получилось. Слишком живучи сказки о владыках-бунтарях и их прекрасных неземною красотою женах.