Ганс Гольбейн-младший — один из лучших портретистов своего времени. Английский король Генрих VIII, (сменивший шесть жен), прежде чем в очередной раз жениться, посылал сначала к невесте Ганса Гольбейна, чтобы тот нарисовал ее портрет. Но прославился Гольбейн другим. Дело в том, что он включал в картины загадки, незаметные или непонятные на первый взгляд. Гольбейн имел собственный шифр, который другим приходилось разгадывать…
Неизвестные послы
Как пример, рассмотрим двойной портрет двух молодых людей — французских послов. Кстати, если бы не кисть Гольбейна, о них никто никогда бы и не вспомнил, так что не будем сосредотачиваться на этих мало чем примечательных личностях, а начнем расшифровывать саму картину.
Итак, на столе, рядом с человеком, стоящим справа, лежат многогранные солнечные часы. Они (хотя это и не свойственно солнечным часам) своими тремя стрелками показывают дату создания картины — 11 апреля 1533 года. Рука посла небрежно опирается на книгу, на корешке которой по латыни сделана надпись: «Ему 25 лет». Возраст второго посла, (стоящего слева), вписан в узор кинжала в его правой руке. Оттуда понятно, что ему — 29 лет.
Глобусы, карты и измерительные приборы — дань всплеску научных и географических открытий той эпохи. Ведь всего 41 год назад Колумб открыл новый Свет, а лишь за 12 лет до написания картины капитан Хуан Себастьян дель Кано, первым обогнул земной шар на корабле «Виктория», чем и доказал на практике, что Земля круглая.
На нижней полке бросается в глаза популярный тогда музыкальный инструмент — лютня. У нее порвана одна струна. Исследователи считают, что порванная струна символизирует церковный раскол, связанный с реформами, проводимыми в то время Мартином Лютером. Художник сам подтверждает эту догадку, поместив под лютней книгу со стихами латинских гимнов, переведенных на немецкий язык самим Мартином Лютером.
Загадочное пятно
Ну, и, наконец, самый странный и непонятный предмет, размещенный на переднем плане картины. Что это может быть? Как будто случайный мазок, но он тщательно прорисован с тенями и полутонами? Да и не бывает у настоящих художников случайностей.
Вы еще не догадались, что это? Это — череп. Да-да, человеческий череп, изображенный в манере, придуманной Леонардо да Винчи. Так называемый анаморфоз — оптический обман. Разумеется, на репродукциях этот фокус не проделать, но если, разглядывая подлинник картины, отойти на пару метров вправо и встать почти вплотную к стене, на которой висит картина, то череп примет свою естественную форму. Его даже можно будет сфотографировать.
Череп — символ смерти. Этим аллегорическим, перечеркивающим добрую часть картины изображением художник говорил всем, кто мог его понять: научные открытия, прогресс, церковные свары, высокие должности, спесь, деньги, власть — все бессмысленно перед тем концом, который ждет каждого из нас.