Индейцы очаги начинали всякое дело трубкой табака и молитвой: «Великий Дух, сойди и покури со мной как друг!»
Самые ранние свидетельства о табаке насчитывают порядка трех тысяч лет. И если судить по сохранившимся памятникам цивилизации Майя и индейцев Центральной Америки, то вся история табака и курительных трубок пошла именно оттуда.
С разбиением Америки на несколько частей и в соответствии с традициями и уровнем развития племен история табака пошла различными путями. Наибольшего развития культура табакокурения достигла в племенах Ацтеков и индейцев Северной Америки. Ими использовались каменные или глиняные трубки, на которых часто встречаются изображения животных, поражающие своей детальной проработкой. Самым распространенным материалом для трубок в средней части Северной Америки был мягкий красный камень (катлинит), который индейцы называли «курительным». Большинство встречающихся «трубок мира» того времени были сделаны из этого камня. Встречаются также оригинальные трубки, объединенные с томагавком, где рукоятка томагавка одновременно являлась и чубуком.
В Южной Америке, из-за иных климатических условий, трубки резали в основном из древесины тропических деревьев, многие трубки так же имели формы животных или людей. Но встречаются и довольно интересные экземпляры трубок доколумбовой эпохи, выполненных в форме буквы «Y», где два относительно коротких конца вставлялись в ноздри и таким образом трубку курили.
Легенды Дакота
Курение трубки с табаком относится у индейцев к числу особых магических ритуалов. Европейской культуре мало знаком изначальный религиозно-мистический смысл этого действа. А вот на родине этого обычая, в Америке, ритуальное курение весьма распространено. Индейцы очаги начинали всякое дело трубкой табака и молитвой: «Великий Дух, сойди и покури со мной как друг!» Сиу, раскуривая трубку, сначала предлагали ее Солнцу. Вождь надчезов, встречая рассвет ритуальным курением, пускал дым на восток, а затем в трех других направлениях. Для индейцев табак — священная трава, «трубка мира» (калюмет) — дар Великого Духа. Поэтому курение — это угодная богам жертва, а благоговейное выдыхание табачного дыма сродни молитвенному обращению. «Трубка мира» символизирует не только и не столько примирение враждующих племен (как это принято считать), сколько установление гармонии между богами и людьми.
В жизни любого индейца церемония Священной Трубки — всегда большое событие. Для индейцев Дакота особенно. Дакота без трубки — это половина индейца и половина мужчины. Для них трубка была больше чем простое средство для курения табака. Она была их неразлучным спутником в жизни, и они могли позволить себе оставить или потерять все, что угодно, только не трубку. И это не случайно, ведь трубку завещал курить отцам их отцов сам Великий Дух.
Табак войны и трубка мира
Табак считался растением «мужских духов», покровителей войны и охоты. Когда канадские гуроны отправлялись на войну или на охоту, они оставляли табак в расщелинах священной скалы и обращались к своим защитникам со словами: «О дух, живущий здесь, возьми этот табак, который мы тебе даем! Помоги нам! Освободи нас от всех бед! Помоги нам вернуться здоровыми и невредимыми!» Могущественные племена ирокезов зажигали табак, чтобы умилостивить бога войны. Ацтеки приносили табак в жертву своему военному покровителю — Гуицилопочли, а также использовали его как компонент мази для втирания, помогавшей общаться и с остальными богами. Сок табака (вместе с другими составляющими) был необходим, чтобы вызвать ярость и воинское безумие.
Заканчивалась война тоже курением. Заключая мир, индейцы, согласно обряду, садились под деревом, которое называли «деревом мира». Трубка с табаком переходила из рук в руки, и каждый высокий гость, включенный в круг, должен был сделать затяжку. Давали «трубку мира» и просто повздорившим мужчинам.
Стоит отметить, что индейцы курили по любому поводу — даже при совершении сделок и договоров: давший слово во время курения не сможет его нарушить: за этим проследят духи. Когда же кому-то, мужчине или женщине, была нужна помощь — например, по случаю пропажи вещей или болезни, нуждающийся посылал трубку с табаком шаману. Если все было сделано правильно, шаман не мог ему отказать и проводил церемонию, призванную избавить страдающего от несчастий.
В священном теле священный дым
Жрецы майя и ацтеков полагали, что табак появился из крови первых людей, принесенных в жертву: так боги отблагодарили людей за эти дары. Сами жрецы курили табак, чтобы узнать будущее и волю богов, многих из которых изображали с трубкой в руке. Это породило еще один обычай: так как боги любят курить, для того чтобы добиться их расположения, следует окуривать идолы табачным дымом. До наших дней сохранилась традиция подвешивать табак в ярких мешочках на ветви деревьев в местах обитания духов. Современные индейские шаманы проводят ритуалы мапахо — дымом специальных сортов табака шаман «обдувает» пациента с целью очищения тела и восстановления энергии.
Индейские шаманы стали первыми применять табак при лечении многих недугов: больных клали на высокое ложе и ставили перед ними сосуды с тлеющим табаком. Табачные листы накладывали на раны, чтобы духи «выпили» болезнь.
Хотя курили табак, вероятно, все племена, не все занимались его разведением. Например, кри и команчи выменивали его у других, считая табак священным растением, которое нельзя срезать. Они полагали, что на тех, кто его срежет, обрушится гнев духов, но курить уже срезанный табак можно и нужно.
Табак не только курили, но и делали из него отвары, мази, тампоны. Индейцы использовали табак как лекарство от многих болезней, для защиты от злых духов и для общения с добрыми духами, как магическое средство на охоте и в качестве силы, помогающей одолеть врагов в битве. Табак играл весьма существенную роль в ритуалах и церемониях.
Не табаком единым…
В своих религиозных ритуалах индейские племена использовали не только табак, но и ряд галлюциногенных растений, включая различные виды пасленов и бобы мескаля (мескалин, кстати, и в наше время используют некоторые табачные блендеры. Прим. Torch). Для равнинных индейцев, равно как и для всех остальных коренных народов Северной Америки, чрезвычайно важное значение имело раскрытие личности на уровне подсознания — просветления. Наркотические растения ценились тем, что помогали достигать тех состояний, когда открывалось сверхъестественное.
В наше время тотального прагматизма мы почти утратили ту нить, которая связывает нас с природой и постоянно нарастающий ритм жизни делает эту нить все тоньше и тоньше. Но у некоторых из нас есть свои секреты — в какие-то моменты мы достаем свои трубки, любимый табак и обращаемся к своей сущности. Пусть современная культура курения трубки и отличается от культуры древних индейских племен, но и для них и для нас это — процесс, к которому мы относимся с особым трепетом, а трубка и табак — особо почитаемые предметы.