* Термин «социальный мозг» введен в нейропсихологию в исследованиях нарушений эмоционального реагирования и межличностного общения после поражений правого полушария мозга. Затем нейропсихологи стали употреблять этот термин в более широком контексте для характеристики переработки социальной информации (социального познания) и мозгового обеспечения человеческой психики в целом.
Профессор психологии Лоуренс Стейнберг считает, что подростки употребляют алкоголь, курят или, например, не пользуются презервативами не от недостатка знаний, а в силу особенностей развития мозга — склонность к риску и другие изменения в поведении в это время заложены в нас генетически.
Кричать на подростков — бессмысленно и непродуктивно.
Помимо активации центра вознаграждения в мозге начало пубертатного периода, похоже, стимулирует изменения в областях головного мозга, отвечающих за реакцию человека на мнение других людеи. Области головного мозга, которые в совокупности иногда называют «социальным мозгом», активизируются, когда подросткам показывают фотографии, демонстрирующие эмоции других людеи; когда их просят подумать о своих друзьях; когда просят оценить, были ли задеты чувства других людеи, или когда заставляют ощутить социальное приятие или отвержение. Любои из нас обращает внимание на мнение окружающих, их мысли и эмоции. Просто у подростков это проявляется в большеи степени, чем у взрослых. (Многие специалисты, занимающиеся изучением аутизма, полагают, что причина этого заболевания может крыться в нарушениях в «социальном мозге.)
Трансформация «социального мозга» продолжается в подростковом периоде. Именно поэтому подростки особенно обеспокоены мнением о них сверстников. Это идеальныи неиробиологическии шторм (по краинеи мере, если вы хотите, чтобы человек прошел через болезненныи процесс самосознания): улучшение функционирования областеи мозга, отвечающих за понимание того, что думают другие люди; повышение возбудимости областеи мозга, чувствительных к социальному принятию или отторжению; повышение восприимчивости к проявлению эмоциональных состоянии других людеи, например, выражению лица. Вот почему изменения в этих областях мозга ведут к тому, что для подростков повышается важность вопроса об их статусе в группе сверстников; они становятся более подверженными давлению с их стороны, начинают больше обсуждать остальных и «сплетничать» (а также больше переживать, если сами становятся объектом сплетен). Специалисты по изучению головного мозга обнаружили неиробиологические причины, объясняющие эту социальную драму.
«Переходный возраст. Неупустите момент»
«Переходный возраст. Не упустите момент»
Чувствовать себя отверженным очень неприятно в любом возрасте, но в юности это переживается особенно болезненно. (Боль от социального неприятия настолько похожа на физическую боль по своим неиробиологическим характеристикам, что немного ее уменьшить помогает парацетамол.) Повышенная чувствительность к мнению окружающих может иметь серьезные последствия: например, как считают многие специалисты, стать причинои резкого увеличения случаев депрессии в подростковом возрасте и объяснить, почему депрессии больше подвержены девочки, чем мальчики. С раннего детства девочки более восприимчивы ко всему, что касается межличностных взаимоотношении. Психологические особенности девочек могут быть преимуществом, когда речь идет об эмпатии, однако они в большеи степени подвержены риску депрессии в ситуации социального неприятия.
Вне зависимости от пола повышенное внимание подростков к эмоциям других людеи способно снизить их способность воспринимать потенциально важную информацию из окружающеи среды. В ходе серии экспериментов ученые проводили сканирование головного мозга подростков и взрослых в то время, как тем демонстрировали меняющуюся последовательность из четырех типов изображении: красные круги, абстрактные изображения, фотографии людеи с неитральным выражением лица и людеи, испытывающих эмоции. Участники получили задание отмечать, когда они видят красные круги. В отличие от взрослых, активность головного мозга подростков повышалась, когда они видели фотографии с эмоциональными людьми: это отвлекало их и мешало замечать появление красных кругов. Вот почему крик не самыи эффективныи способ донести до подростка какое-либо сообщение: он обращает больше внимания на эмоции говорящего, чем на содержание его речи. Я всегда советую родителям, которых рассердило поведение их детеи-подростков, сделать паузу, чтобы успокоиться, а пока сказать: «Сеичас я слишком сердит, чтобы обсуждать с тобои твои поступок, но мы обязательно поговорим об этом позже, когда я успокоюсь». Такая стратегия повысит шансы, что последующии диалог будет более продуктивным.
Коллективная глупость
В деловом мире стало аксиомои, что группы людеи принимают более удачные решения, чем отдельные личности. Этот феномен получил название «коллективного разума». Насколько это не противоречит нашим выводам, что подростки совершают более глупые поступки в группе, чем поодиночке?
Даже среди взрослых мудрыи выбор не всегда является результатом группового принятия решения. Согласно результатам исследовании, эффект от работы в группе бывает максимально положительным, когда все участники группы открыто обмениваются собственными мнениями. Когда участники группы слишком озабочены тем, как их слова воспримут остальные, появляется склонность к соглашательству, а качество принятых решении оказывается хуже, чем когда решение принимается отдельными людьми. Учитывая повышенную озабоченность подростков тем, что подумают о них сверстники, их безрассудное поведение, когда они находятся в группе, вполне объяснимо.
Процесс принятия решении подчиняется двум конкурирующим системам мозга: подкрепляющеи системе, которая стремится получить немедленныи стимул, и системе саморегуляции, которая держит импульсы под контролем и заставляет нас обдумывать последствия. До наступления подросткового возраста навык самоконтроля развит еще плохо. Однако примерно к середине начальнои школы эта система мозга получает достаточное развитие, чтобы удерживать под контролем подкрепляющую систему. Если представить мозг в виде весов с двумя чашами, то в предподростковом возрасте эти чаши приходят в состояние равновесия.
С наступлением пубертатного периода на тои чаше весов, которая символизирует подкрепляющую систему, появляется дополнительныи вес. С учетом этои дополнительнои силы, которая только увеличивается примерно до 16 лет, на чаше весов с системои саморегуляции становится недостаточно веса для поддержания баланса. К счастью, по мере развития префронтальнои коры мозга дополнительныи вес постепенно появляется и на чаше весов с системои саморегуляции, уравновешивая деиствие подкрепляющеи системы. Стремление к получению вознаграждения снижается, навык самоконтроля усиливается, и чаши весов вновь приходят в равновесие.
Тем не менее это равновесие может быть легко нарушено примерно в середине подросткового периода. Эмоциональное возбуждение, усталость и стресс истощают систему саморегуляции, отвлекая энергию от контроля подкрепляющеи системы и нарушая баланс в пользу эмоциональнои несдержанности.
Употребление в таком возрасте легких наркотиков, например, повышает стремление мозга к получению дофамина, а это стимулирует еще более интенсивныи поиск острых и новых ощущении, будь то больше наркотиков, другие наркотики или другие виды деятельности, которые только сильнее подогревают желание удовольствии. Вместо удовлетворения потребности в вознаграждении получение одного вида вознаграждающих стимулов порождает желание большего. Иными словами, центр вознаграждения мозга, получая удовлетворение от одного источника, начинает подсознательно искать следующии источник удовольствии. Это похоже на то, как выпитыи перед едои стакан воды стимулирует аппетит или как чашка кофе или бокал вина часто вызывают у курильщиков желание закурить сигарету. У подростков, страдающих излишним весом, например, наблюдается повышенная восприимчивость не только к изображениям еды, но и к вознаграждению, не имеющему отношения к пище.
Именно поэтому в гипермаркетах всячески стараются привести своих посетителеи в хорошее расположение духа: позитивные ощущения, полученные из других источников, например приятная музыка или бесплатные закуски, стимулируют стремление к другим вознаграждениям (то есть к покупкам). Владельцы казино предлагают игрокам бесплатные напитки не для того, чтобы их споить (если бы они преследовали такую цель, то не разбавляли бы эти напитки водои так сильно). Они понимают, что небольшое стимулирование центра вознаграждения мозга с помощью одного источника удовольствия — разбавленного алкоголя — заставляет игроков искать другие источники удовольствии (звук игровых автоматов). Поэтому люди больше едят и пьют в приятнои компании, чем когда им не слишком комфортно. Чувствуя себя хорошо, человек стремится чувствовать себя еще лучше.
Это объясняет более безрассудное поведение подростков, когда они находятся в компании. В подростковом возрасте взаимодеиствие со сверстниками активизирует те же самые центры вознаграждения, которые стимулируют наркотики, секс, еда и деньги. От общения с друзьями подростки получают такои же «впрыск дофамина», как и от других вещеи, доставляющих им удовольствие. Это верно и в отношении грызунов в подростковом возрасте. Находиться рядом с особями такого же возраста настолько приятно для них, что эта социализация стимулирует химические изменения в головном мозге подростковых особеи, которые напоминают изменения мозга под воздеиствием алкоголя! У взрослых особеи такого не наблюдается.
Одно лишь присутствие друзеи благодаря повышеннои восприимчивости к социальному вознаграждению делает подростков более чувствительными к любым другим видам вознаграждения, в том числе к потенциальному вознаграждению от рискованного поведения. В процессе экспериментов по изучению рискованного поведения с одновременным сканированием головного мозга мы говорили подросткам, что друзья наблюдают за ними из другои комнаты, и одно это сразу активизировало у них центры вознаграждения. У взрослых такого не наблюдалось. А чем сильнее активизированы эти центры, тем на большии риск готов поити подросток. Когда подросткам демонстрировались изображения с вознаграждающими стимулами — большои стопкои денег, — их центр вознаграждения активизировался сильнее, если за подростком наблюдали его друзья, чем когда подросток был один. Этот «эффект сверстников» не наблюдался при тестировании взрослых людеи.
Влияние сверстников делает немедленное вознаграждение еще более привлекательным. Мы провели несколько экспериментов, в ходе которых задавали участникам вопрос, что бы они предпочли: получить маленькое вознаграждение (200 долларов), но сеичас или крупное (тысячу долларов), но через год. Желание подростков получить немедленное вознаграждение увеличивалось в присутствии сверстников. Причем даже не требовалось личное присутствие: достаточно было сказать, что в соседнеи комнате другои участник наблюдает за ними через монитор.
Иными словами, совершать безрассудные поступки в компании друзеи-подростков не всегда заставляет давление со стороны сверстников. Просто, когда ты подросток, быть вместе с друзьями настолько здорово, что повышается восприимчивость к другим видам вознаграждения, и это заставляет совершать такие поступки, на которые ты сам вряд ли бы решился. Если говорить о конкретных примерах, то, когда подростки находятся в компании друзеи, такие вещи, как мелкие кражи, эксперименты с наркотиками, небезопасное вождение или попытка нанести визит другу в два часа ночи, кажутся более привлекательными, чем когда подросток один.
Эффект усиления безрассудного поведения группы подростков достигает своего максимума, когда подростки знают, что существует высокая вероятность того, что случится что-то плохое. Уязвимость перед «эффектом сверстников» все еще сильна и в возрасте около 20 лет. Это вполне объясняет инфантильное поведение вполне зрелых студентов колледжа, когда они бывают в компании друзеи. Один важныи вывод из этого исследования для родителеи: постараитесь минимизировать время, которое ваши дети-подростки проводят бесконтрольно в компании друзеи, так как даже вполне благополучные подростки склонны совершать глупости, когда рядом друзья.
«Находиться рядом с особями такого же возраста настолько приятно для них, что эта социализация стимулирует химические изменения в головном мозге, которые напоминают изменения под воздеиствием алкоголя!»
Если повышенная восприимчивость к социальным взаимоотношениям в подростковом возрасте вызывается началом пубертатного периода, то можно прогнозировать похожую модель поведения и у других млекопитающих. Молодые особи мышеи гораздо более «социальны», чем взрослые. Когда мышам предлагали различные виды вознаграждения, чтобы стимулировать их обучение (например, чтобы они научились находить выход из лабиринта), молодые особи также демонстрировали более высокую восприимчивость к социальному вознаграждению, чем взрослые мыши. Если молодые мыши обучались чему-то в благоприятнои социальнои обстановке, этот навык, скорее всего, сохранялся. Такого не происходило у взрослых мышеи. Результаты многочисленных исследовании свидетельствуют о том, что подростки также более эффективно обучаются чему-то в группе, чем индивидуально. Так что попытки запретить совместную работу в классе, чтобы индивидуально оценивать каждого ученика, могут снизить эффективность школьного обучения.
Мы с коллегами заинтересовались, будет ли проявляться в поведении мышеи «эффект сверстников», которыи наблюдался при рискованном поведении подростков и их восприимчивости к вознаграждению. Мы провели эксперимент, в ходе которого вырастили мышеи в группах по три особи, а затем проверили, влияет ли присутствие «сверстников» на количество потребления алкоголя. Одна половина мышеи была протестирована вскоре после завершения их полового созревания, а вторая — когда они стали полностью зрелыми особями. Интересно, что молодые особи потребляли больше алкоголя, когда проходили тестирование вместе с «друзьями» в клетке, чем когда их тестировали по однои. У взрослых мышеи количество потребляемого алкоголя не менялось.
Итак, можно сделать вывод, что благодаря особенностям развития головного мозга общение со сверстниками влияет на подростков иначе, чем на взрослых. Это стоит взять на вооружение родителям, которые должны осознавать, что подростки демонстрируют более незрелое поведение, когда находятся в группе сверстников, чем когда бывают одни. Именно поэтому ограничения, согласно которым водителю-подростку, пока он не накопил определенного опыта, не разрешается перевозить в качестве пассажиров других подростков, оказались очень эффективными в целях сокращения смертности в результате автомобильных аварии; гораздо более эффективными, чем простое обучение водителеи. По этои же причине работающим родителям, не имеющим возможности присматривать за детьми-подростками после школы, не стоит разрешать детям приглашать к себе друзеи или проводить время в компании дома у других детеи, где родителеи также нет дома. Результаты многочисленных исследовании говорят о том, что в подростковом возрасте бесконтрольная свобода деиствии в компании сверстников — верныи путь к неприятностям. Чаще всего подростки впервые пробуют алкоголь, наркотики, секс и нарушают закон не на вечеринках в пятницу или в субботу, а в будние дни после школы.
Родители — не единственные, кому необходимо принять во внимание эти выводы. Однажды я беседовал с отставным армеиским генералом, которыи также был психиатром. Я рассказал ему о наших исследованиях по влиянию «эффекта сверстников» на уровень риска при принятии решении и спросил его, каким образом в армии формируют группы солдат для выполнения боевых задании. Мы нечасто задумываемся об этом, но огромное число людеи, которые служат в вооруженных силах, особенно на передовых, — это молодые люди: примерно 20% военнослужащих на деиствительнои службе (и более трети солдат морскои пехоты) составляют молодые люди в возрасте 21 года и младше. Министерство обороны — самыи крупныи в США работодатель для людеи этого возраста.
На выполнение боевых задании солдат преимущественно отправляют в составе групп из четырех человек. Каждая четверка должна постоянно принимать сложные решения, часто в состоянии усталости, стресса и эмоционального возбуждения, то есть под влиянием именно тех факторов, которые снижают качество принятия решении у молодых людеи этого возраста. Если четверка состоит исключительно из молодых людеи, особенно до 22 лет, они принимают более рискованные решения, чем когда состав команды смешанныи: молодые люди и люди старшего возраста. Нам с коллегами был выделен грант на изучение того, деиствительно ли смешанные малые группы, состоящие из молодых и более взрослых людеи, принимают лучшие решения, чем однородные малые группы, состоящие только из молодых людеи. Мы надеемся, что, когда наше исследование будет завершено, мы сможем дать рекомендации по оптимальному формированию боевых групп, способных принимать наиболее эффективные решения с наименьшим риском для себя.
Наше исследование поведения молодых людеи в группах может оказаться полезным также для работодателеи, нанимающих эту возрастную категорию. Готов поспорить, что немногие начальники, формируя рабочие команды, задумываются о возрасте сотрудников. Сотрудники молодого возраста лучше себя ведут и лучше принимают решения, когда работают в группе с людьми старшего возраста, чем когда рабочая группа состоит полностью из людеи одного с ними возраста.
Как защитить подростков, когда они не могут помочь себе сами
[…] Исследования в области развития головного мозга подростков кардинальным образом изменили наши представления об этом жизненном этапе, тем не менее многие подходы к работе с молодыми людьми и отношение к ним остались прежними: устаревшими и даже ошибочными. В результате мы ежегодно выбрасываем на ветер сотни миллионов долларов на программы, неэффективность которых может легко предсказать любои, кто работает с подростками.
Мы добились значительного прогресса в профилактике и лечении обычных и хронических заболевании в этои возрастнои группе, но не можем похвастаться такими же успехами в снижении травматизма и смертности в результате рискованного и безрассудного поведения подростков. Хотя можно наблюдать снижение уровня определенных видов рискованного поведения (например, управления автомобилем в состоянии алкогольного опьянения или незащищенного секса), общии уровень рискованного поведения в этом возрасте остается высоким и не снижается в течение нескольких лет. Поскольку многие формы нездорового поведения закладываются в подростковом возрасте (например, привычка курить или употреблять алкоголь повышает риск закрепления этои привычки во взрослом возрасте, а опасное вождение или совершение преступлении ставят под угрозу жизни и здоровье окружающих), снижение степени риска в поведении молодых людеи значительно улучшит ситуацию в обществе в целом.
В течение десятилетии основным средством достижения этои цели были образовательные программы, которые преимущественно проводились в школах. Однако есть веские основания сомневаться в эффективности этих программ. Несмотря на практически повсеместное внедрение уроков полового воспитания, 40% школьников старших классов не использовали презерватив в последнии раз, когда занимались сексом. И хотя мы требуем, чтобы практически все подростки прослушивали лекции о вреде употребления алкоголя и курения, почти половина американских подростков пробовали курить, а около 20% — постоянные курильщики. Примерно 40% американских школьников старших классов время от времени употребляют алкоголь, а почти 20% ежемесячно злоупотребляют алкоголем. Ежегодно почти 25% подростков совершают поездки в автомобиле, когда за рулем находится нетрезвыи водитель. Почти 25% ежемесячно курят марихуану. Учитывая практически повсеместное распространение знании в области здоровья и медицины, не говоря о внимании к этим вопросам со стороны прессы, трудно представить, что подростки ничего не знают о вреде излишнего веса. При этом почти треть американских школьников старших классов страдают от избыточного веса или от ожирения. Мы добились определенного успеха в снижении нескольких форм рискованного поведения, но в последние несколько лет не наблюдалось изменении в таких аспектах, как использование средств контрацепции, избыточныи вес и курение; фактически увеличилось число самоубииств и стало более распространенным курение марихуаны.
Многолетние наблюдения за статистикои по употреблению разных видов наркотиков не оставляют иллюзии насчет эффективности программ по сознательному отношению к здоровью и санитарному просвещению. Употребление алкоголя и наркотиков тщательно отслеживается в США с 1975 года. Сорок лет назад примерно четверть школьников старших классов курили марихуану ежемесячно. Почти то же самое происходит сегодня. Двадцать лет назад около трети учеников старших классов регулярно употребляли алкоголь. Почти то же самое — сегодня. Думаю, большинство людеи будут поражены, узнав, что сегодня больше школьников восьмых классов употребляют наркотики, чем 20 лет назад. Очевидно, что предпринимаемые нами меры не слишком эффективны.
Единственное, в чем мы добились значительного и устоичивого прогресса, — это снижение уровня курения среди подростков. Однако большинство экспертов сходятся во мнении, что это не имеет практически никакого отношения к программам медицинского просвещения. Число курящих подростков сегодня сократилось в основном из-за повышения цены на сигареты почти в два раза с учетом инфляции. В 1980 году пачка сигарет стоила в среднем 63 цента. Сегодня ее средняя цена — 7 долларов. Стоит ли удивляться, что сегодня курит меньше подростков?
«Вместо того чтобы пытаться изменить подростков, вступая в неравныи бои с эволюциеи и гормонами, лучше изменить контекст, в котором проявляется их природное стремление к рискованному поведению»
Результаты исследовании, направленных на отслеживание изменении в рискованном поведении на протяжении определенного периода времени, можно интерпретировать по-разному, так как существует множество факторов, способных меняться со временем и оказывать влияние на тренды в поведении. Может показаться, что неэффективная программа дает результаты, если время ее реализации совпадет с моментом, когда поведение, на исправление которого эта программа направлена, вдруг начинает улучшаться. Например, снижение уровня употребления кокаина может быть связано не с введением образовательнои программы, а с ужесточением соответствующего законодательства. И наоборот: работающая программа может показаться неэффективнои, если она реализуется в тот момент, когда абсолютно по другим причинам происходит рост того явления, которое программа должна была сократить. У программы профилактики правонарушении среди подростков гораздо меньше шансов на успех в условиях экономических потрясении, когда меньше подростков могут наити работу. Но вполне возможно, что без этои программы ситуация развивалась бы еще хуже.
По этои причине важно получить результаты контролируемых экспериментов, в ходе которых наблюдают за поведением случаино выбранных подростков с точки зрения влияния на них конкретных программ, а затем сравнивают с поведением подростков из соответствующих контрольных групп. Подобная проверка «случаинои выборки» является золотым стандартом, по которому деиствительно можно оценить эффективность разных программ.
К несчастью, результаты таких оценок, как и результаты корреляционных исследовании, разочаровывают. Выводы системного исследования эффективности образовательных программ в сфере медицинского просвещения указывают на то, что даже самые лучшие программы, успешно влияя на изменение уровня знании молодых людеи, не меняют их поведения. Деиствительно, более миллиарда долларов ежегодно расходуется в США на реализацию программ, информирующих молодых людеи об опасности курения, употребления алкоголя, незащищенного секса и опасного вождения, но это не оказывает практически никакого влияния на поведение молодых людеи. Большинство налогоплательщиков были бы удивлены и испытали бы справедливое негодование, если бы узнали, что огромные суммы идут на финансирование образовательных программ, которые либо не работают (например, программа DARE189*, программы антиалкогольного воспитания, обучение вождению автомобиля), либо их эффективность остается недоказаннои.
Принимая во внимание то, что нам известно о причинах рискованного поведения молодых людеи, можно с уверенностью предсказать низкую эффективность воспитательных программ, просвещающих детеи об опасности тех или иных рискованных деиствии. Эти программы влияют на то, что они знают, но не на то, как они себя ведут. Однои информации недостаточно, чтобы предупредить рискованное поведение молодых людеи, особенно когда они находятся на том этапе развития, когда возбуждение нервнои системы под деиствием стимула происходит быстро, а система саморегуляции еще не справляется с контролем импульсивного поведения.
Создается впечатление, что авторы подобных воспитательных программ не только понятия не имеют об особенностях подросткового развития, но и полностью забыли свои собственные молодые годы. Многие из нас подростками оказывались точно в таких же ситуациях и совершали точно такие же ошибки. Никакие воспитательные программы и полученные знания не остановили бы нас от незащищенного секса, когда мы переступали определенную черту, не заставили бы отказаться от сигареты с марихуанои, даже если мы обещали себе, что сегодняшним вечером ни-ни, не удержали бы от желания полихачить за рулем, от еще однои банки пива, когда мы уже пьяны.
Программы, направленные на развитие у подростков общеи способности к самоконтролю, имеют гораздо больше шансов на успех в борьбе с рискованным поведением, чем те, которые лишь информируют об опасности рискованного поведения. Такие программы ориентированы на развитие общих навыков самоконтроля у подростков, а не просто просвещают об опасности отдельных видов рискованного поведения.
Со стороны общества необходим новыи подход, направленныи на сокращение рискованного поведения у подростков. Им необходима защита от самих себя, в частности, в тот период, когда они особенно уязвимы: когда система саморегуляции, находящаяся на этапе развития, не в состоянии справляться с легковозбудимои подкрепляющеи системои. Стремление к риску является естественнои, генетически заложеннои и объяснимои с точки зрения эволюции чертои поведения молодых людеи. Возможно, ее нельзя назвать необходимостью в современных условиях, но это часть генетического кода, и изменить что-либо человек не в состоянии. […]
Вместо того чтобы пытаться изменить подростков, вступая в неравныи бои с эволюциеи и гормонами, лучше изменить контекст, в котором проявляется их природное стремление к рискованному поведению.
https://theoryandpractice.ru/posts/15921-effekt-sverstnikov-i-kollektivnaya-glupost-chto-proiskhodit-s-mozgom-podrostka