Байконур — это первый и самый крупный в мире космодром, расположен он в Казахстане. Оттуда возможен запуск любых типов ракет-носителей, это один из трех космодромов, откуда возможен запуск аппаратов с человеком на борту.
Байконур начал строиться в 1955 году, получив звание космодрома в 1957. Сегодня Байконур арендуется Россией до 2050 года, с него производится запуск более 50% космических аппаратов страны.
Основные запуски для МКС производятся именно отсюда, собственно и орбита станции была выбрана с учетом расположения Байконура.
С падением СССР космодром потерял секретный статус, доступ к нему получило множество туристов, бизнесменов, журналистов. Однако до сих пор Байконур, его история опутана тайнами и мифами, некоторые из которых мы и развенчаем.
Байконур — официальное название известного космодрома в Казахстане. Также бытует мнение, что название это неофициальное и где-то еле слышны голоса о том, что на самом деле Байконур — неизвестная деревушка на отрогах Алатау. Само понятие Байконур так примелькалось и вошло в обиход, что обычно люди и не задумываются над тем — правда это или нет. Даже в словарях авторы называют космодром в Казахстане Байконуром. В феврале 1955 года было принято решение создать полигон для испытания ракетной техники, которая могла бы как доставлять ядерные заряды в США, так и использоваться для покорения космоса. Место было выбрано не случайно — удачный климат, удаленность от трасс и границ. Фактически космодром располагался в излучине Сырдарьи, между райцентрами Казалинском и Джусалами. Но для обеспечение секретности было решено возводить и мнимый космодром, который располагался на северных хребтах Алатау, в Казахстане же, около поселка Бойконыра, или, по-русски, Байконура. Туда, с трудом завезли лесоматериалы, построили макет стартовых устройств, но ни дорог, ни линий электропередач там не было, неудивительно, что такой объект не привлекал внимания американских разведслужб. А вот в советских СМИ постоянно рапортовали об успешных запусках ракет из Байконура, что и привело к стойкому восприятию этого названия, в качестве космодрома. На самом же деле около реального космодрома, который в ходе строительства получил кодовое название «Тайга», раскинулся город Ленинск, с населением около 70 тысяч человек.
В Байконур на службу попадали лишь проверенные люди, с заслугами перед страной. Также считалось, что попасть на службу в секретное место можно только по блату, другой крайностью стало мнение, по которому там служили вообще случайные люди из числа солдат-срочников. На самом деле, конечно же, случайный человек попасть служить на Байконур не мог. Еще в военкомате «неблагонадежных» отсеивали, а вот молодые специалисты, да еще и строители по специальности вполне могли попасть на космодром. Так что особых заслуг перед страной для службы на Байконуре не требовалось, а вот первичное отсеивание все же кандидаты проходили. Едва ли сын депортированных волжских немцев или татар мог попасть служить на секретный объект.
На Байконуре есть только пусковые площадки и ракеты. И в возникновении этого мифа повинны СМИ. В сюжетах о запусках ракет мелькали стартовые площадки, лица гостей, космонавтов, неудивительно появление мнения, что вокруг одни пески да верблюды. На самом деле в Ленинске офицеры проживали вместе с семьями, а значит, функционировал целый ряд учреждений, необходимых для нормального существования людей. Есть и парикмахерская, и поликлиника. Конечно же, офицерским женам тяжело было трудоустроиться в таком закрытом городе, но на это власти смотрели сквозь пальцы. В городе были и магазины, и универмаг, который со временем стал просто-таки клубом общения женщин. При этом ассортимент товаров был богатым, на Байконуре не знал дефицита. Главным же достопримечательностью города было шикарное здание с гостиницей «Космос» и рестораном. Именно там останавливались все гости и приезжающие космонавты. В гостинице даже были фирменные столовые приборы, с изображением ракеты, которые зачастую даже и знаменитые гости растаскивали на сувениры. Несмотря на то, что в городе проживало несколько тысяч человек, и что он был всего в километре от железной дороги, о его существовании мало кто догадывался, расписание поездов было составлено таким образом, чтобы составы проходили мимо глубокой ночью. И в это время жители обязаны были гасить свет в домах. Со временем город разрастался, бараки сменились новенькими пятиэтажками. Сегодня в городе проживает уже почти 70 тысяч человек, естественно город имеет всю необходимую инфраструктуру.
Условия жизни были тяжелыми, во многом это было сделано для того, чтобы люди не расслаблялись. Противоположностью этого мифа являлось мнение о том, что на Байконуре люди получали высокую зарплату, хороший паек, а режим работы был щадящим. Также ходили слухи о том, что на таких объектах работали заключенные, которым вообще платить не надо было. Сами же строители Байконура вспоминают о том, что зарплата, пусть даже и с надбавками была неплохой — около 200 рублей, но отнюдь не уникальной. Рабочим бесплатно выдавали всю одежду, а вот график работы, ввиду жары, был таким — с 4 до 10 утром и с 16 до 20 вечером. У рабочих было 2 выходных, но при подготовке к запуску, при авральных работах, график заметно искажался, спать выдавалось по 3−4 часа в сутки. Сперва люди жили в бараках, после были построены типовые дома. Обеспечение было хорошим, в магазине были и любые продукты, и бытовая техника. Таким образом, практически ничего особого в условиях жизни не было, льготные возможности были дополнениям к тяжелым условиям.
Байконур был изолирован от внешнего мира. Многие считают, что жители космодрома ничего не знали о том, что происходит в стране и мире, им запрещалось звонить, читать газеты. Такой подход был типичен для советского времени, считалось, что полная изоляцию людей будет способствовать сохранению государственный тайны. На самом же деле люди. Служившие на Байконуре не теряли связи с родными, те знали, где они служат. Писались и письма домой о месте службы, о трудовых и армейских буднях, о погоде и верблюдах, даже можно было пошутить по поводу ракет и космонавтов. Естественно, все это было в рамках дозволенного, так как давалась расписка о неразглашении. Родственникам в гости приезжать не разрешалось, а вот офицерские жены жили в городе вместе с мужьями. Так что особой закрытости не было, город не терял связи с внешним миром.
Рядовые служащие проникали в секреты Родины. Считается, что находиться в непосредственной близи от секретов и не узнать их, просто невозможно. На космодроме существовала пропускная система, базирующаяся на изображении животных. Каждому сектору соответствовал свой зверь. На пропуске ставили штамп, к примеру, лисы, что позволяло получить возможность работать на нужном объекте, помещении. Со временем весь пропуск был исштампован целым зоопарком. Многие же люди вообще не интересовались тем, что происходило за закрытыми дверьми, так как советское воспитание дало уважение к государственным секретам. Люди просто делали свою работу, не выходя за рамки дозволенного.
Служащие Байконура свободно общались с космонавтами. Вполне естественным кажется, что непосредственная близость к ракетам и космонавтам влечет собой личное знакомство с покорителями космоса. На самом же деле космонавты ничем не выделялись из толпы, ходили в такой же военной форме, как и другие офицеры. Кстати, форма была приспособлена для жаркого климата — широкополая офицерская панама, гимнастерка с рукавами без манжет и брюки «навыпуск», поэтому обитатель Байконура отличался от прочих военных. Сами же обитатели космодрома узнавали о том, кто именно отправлялся в космос уже из выпуска новостей. С космонавтами общался довольно узкий круг людей, поэтом рядовые сотрудники и офицеры обычно не пересекались.
Для жителей Байконура самыми запоминающимися событиями являлись запуски ракет. Когда опросили тех, кто служил на космодроме, то оказалось, что самыми трогательными и запоминающимися моментами были совсем не пуски ракет, а простые жизненные радости — письмо ли от любимого человека, или же неожиданный снег в пустыне. Поэтому не стоит считать, что героической службе должны быть исключительно героические и события, воспоминания.
Байконуровцы практически не покидали место службы по окончании контракта, оставаясь делать там карьеру. Какой же человек не стремится домой? Так и с Байконуром — большинство все же считали дни до отправки домой, да и начальство не чинило в этом преград.
Космический туризм появился только в наше время. В настоящее время на космодроме стали появляться туристы, которые хотят своими глазами увидеть запуск ракеты, а среди космонавтов появились и те, кто попал туда за деньги. Сегодня на Байконуре свыше 10 гостиниц, в том числе и международного класса. Однако космический туризм существовал и раньше, и был он для высших чиновников. По воспоминаниям очевидцев для высоких гостей организовывали запуски ракет, для чиновников это было что-то вроде фейерверков. Однако ракеты с людьми практически не использовались, для таких целей применялись боевые установки. А рабочих в такие дни прятали, чтобы не попадались на глаза. Пускали ракеты для Брежнева, президент Франции Помпиду наблюдал старт трех ракет, а президент Чехословакии — двух. Чем не космический туризм?
На Байконуре уже не осталось секретов, о которых не знает общественность. Для формирования такого мнения опять же постаралось общественное мнение. Мы слышим о том, что Байконур посещают множество туристов, о том, что космодром сегодня никому не нужен — ни Росси, ни Казахстану, о том, что государство изыскивает специалистов для работы там. Все это позволяет предположить, что уж тайн и секретов никаких на этом объекте и не осталось. На самом деле по телевизору никогда не показывали монтажно-испытательный корпус, да и до внутренней начинки космодрома телеоператоров не допускают. Все-таки в области космических технологий наблюдается жесточайшая конкуренция, поэтому и не будут раскрываться все секреты. Едва ли будет когда-то раскрыта тайна о гибели десятков и сотен солдат срочников, которые по собственной беспечности надышались ядовитой краски — это никому не надо. Так что космодром еще долго будет хранить свои тайны.