Мои знакомые переехали в новую квартиру и теперь у их сына есть своя комната, дверь в которую он всегда держит закрытой. Что он там делает за закрытой дверью? Быть может спит, а может играет или уроки делает. Но чем бы он там не занимался, комната — это его личное пространство, находясь в котором он может фантазировать и создавать свои правила. И это та безопасная зона свободы, где он может быть самим собой, пока дверь закрыта. А когда мальчик выходит за пределы своей комнаты (чтобы пообщаться с родителями, поесть или за какой-то другой надобностью), дверь его комнаты становится переходным пространством, соединяющим два мира: его мир и мир другой.
У Дональда Винникотта, британского психоаналитика и педиатра, есть концепция «переходного пространства», в которой он описывает промежуточную область между внутренним миром ребенка и внешней реальностью. И это переходное пространство, которое по Винникотту является ключевым для здорового развития личности, как та самая дверь в детскую комнату, позволяет создать ощущение безопасности, самостоятельности, границу между фантазией и действительностью в моменте и на всю оставшуюся жизнь. Она как буферная зона, отделяющая тебя от других.
Согласно Винникотту, человеческая жизнь моделируется в трех плоскостях: плоскости внешней реальности, плоскости внутренней реальности конкретного человека и в промежуточной (переходной) зоне непосредственного опыта. Причем третья плоскость, формируется только при непосредственном участии первых двух. И ее единственная функция состоит в отдыхе психики от постоянной необходимости отделять «Я» от «не-Я».
«Переходное пространство» — это не столько про место, сколько про состояние. И оно может быть физическим (как дверь в комнату ребенка, включенная музыка или гаджет в наших руках), а может быть внутренним, созданным в воображении. Это «пространство игры», собственных правил и ценностей. Это безопасное место для исследования и интеграции своих чувств, мыслей, фантазий и представлений о мире, которые не отделены от реальности, но и не полностью являются реальными.
Мы все используем «переходное пространство» во взрослом возрасте, чтобы справиться со стрессом, отдохнуть или уйти от действительности в «безопасную зону»: читаем, слушаем музыку, занимаемся творчеством или … играем. Метафорически «переходное пространство» — это как мост между двумя берегами: нашим внутренним миром и миром внешним, миром фантазией и миром реальности. То разделение «Я и не-Я», которое про базовое доверие к миру и переход от первичного нарциссизма к объектным отношениям. И это особая зона между внутренним и внешним.
Но иногда я встречаю людей, которые не могут полностью расслабиться, переключиться на что-то или быть спонтанными, потому что они не чувствуют себя в безопасности и не могут полностью доверять своим собственным чувствам. Это люди у которых «переходное пространство» не сформировалось или вовсе отсутствует.
Почему так происходит? По-разным причинам. Например, если мать была эмоционально недоступной для ребенка, то он, чувствуя себя незащищенным, не может сформировать достаточное переходное пространство, погружаясь в фантазии или игру. Слишком жесткие границы или наоборот, чрезмерно попустительское отношение не позволяют ребенку сформировать это переходное собственное пространство. Или травматические события, вследствие которых возникают проблемы с доверием и привязанностью.
Хорошая новость состоит в том, что «переходное пространство» хоть и формируется в раннем детстве, не является статичным, а развивается в течение всей жизни. И если вы испытываете трудности с эмоциональной регуляцией и построением здоровых отношений по взрослой жизни, то обратите внимание на то, как сформировано ваше «переходное пространство» и «поработайте» над ним. Вот так…
Клинический психолог