Разводы были всегда. Однако тем, кто стоял во главе государства, расторгнуть узы брака было сложнее всего: ведь они были примером для тех, кто жил в государстве. Единственным весомым поводом разорвать союз признавалась бесплодие жены и невозможность подарить мужу и стране наследника. Крепость семейных уз в Средние века была обусловлена сильным религиозным влиянием…
Клавдий и Мессалина
Император Рима Клавдий был женат четырежды, и все браки были неудачными. Историческим стал развод с супругой императора Мессалиной, за который она и его новый супруг поплатились своими жизнями.
Для Клавдия это был не первый развод: Светоний писал, что с Плавтией Ургуланиллой император простился «из-за ее наглого разврата и из-за подозрений в убийстве», с Элией Петиной — «из-за мелких ссор». Возможно, после этого императору попросту надоели разводы, потому он закрыл глаза на поведение своей третьей жены.
Сначала императрица Мессалина не просто грешила, а занималась проституцией. С точки зрения древних законов это не считалось прелюбодеянием, хоть и являлось нарушением постановлений сената.
Клавдий не вмешивался в дела своей жены. Он, будучи императором, смотрел за чистотой римских нравов и был цензором.
К несчастью, Мессалина влюбилась. Тацит пишет об этом: «…она воспылала к Гаю Силию, красивейшему из молодых людей Рима, такой необузданной страстью, что расторгла его брачный союз со знатной женщиной Юнией Силаной, чтобы безраздельно завладеть своим любовником».
В конце концов Мессалина собралась узаконить свои отношения с Гаем. Она решила сделать это, чтоб избежать скандалов, и как раз тот период, когда Клавдий покинул Рим. Было написано необходимое письмо для развода, а после с большим размахом сыграна свадьба. Император пребывал в недоумении и растерянности, ведь его теперь уже бывшая жена не нарушила ни одного закона Рима.
Если бы не слухи о том, что Мессалина и Силий намереваются свергнуть Клавдия, то быть может они продолжили счастливо жить вместе. В дело вмешалась армия, которая отчасти действовала согласно приказам Нарцисса — императорского вольноотпущенного.
Силия и еще нескольких любовников бывшей императрицы приговорили к смертной казни, а саму Мессалину закололи за день до того, как Клавдий просил ее явиться, чтоб дать показания. Это было дело рук Нарцисса, но он скорее всего напрасно боялся, будто супруги пойдут друг другу навстречу и обретут прежнее счастье.
Вот что пишет Тацит об этом: «Пировавшему Клавдию сообщили о ее смерти, умолчав о том, была ли она добровольной или насильственной. И он, не спросив об этом, потребовал чашу с вином и ни в чем не отклонился от застольных обычаев».
Константин VI и Мария Амнийская
В 795 году византийский император Константин VI решил развестись со своей женой Марией Амнийской и вступить в брак с другой женщиной. Законы Юстиниана разрешали это в случае, если первая жена хотела бы уйти в монастырь. Мария этого делать не собиралась, они были венчаны с Константином, и в их браке родилось двое детей.
Константин же хотел венчаться со своей новой супругой, не желал «жить во грехе». Чтоб положить конец этому, он решил обвинить Марию в попытке его отравить. Императору не поверили на слово, и он был вынужден продемонстрировать патриарху сосуд с якобы отравленной жидкостью.
Константину не удалось переубедить патриарха, тот объяснил императору, что основание для развода — супружеская измена, а императрица была верна мужу.
Патриарх Тарасий грозил императору отлучением от церкви, а люди Константина угрожали патриарху расправой. И император заточил Марию в монастырь против ее воли, а сам 40 дней праздновал свадьбу с новой женой Феодотой.
Генрих VIII и Анна Болейн
Судьба жен Генриха VIII, который был женат шесть раз, заучивается английскими школьниками при помощи фразы «развелся — казнил — умерла, развелся — казнил — пережила».
До того как Генрих встретил Анну Болейн, свою вторую супругу, он был правоверным католиком и даже готовился к принятию сана в юности, еще до того, как стал королем.
С помощью Томаса Мора Генрих написал трактат, названный «В защиту семи таинств». Трактат был направлен против Лютера и лютеранской церкви.
Сильнее, чем вера, было желание Генриха сделать Анну Болейн своей женой. Путем некоторых манипуляций король, созвав «Парламент реформации», стал главой реформированной английской церкви. Новым архиепископом стал ранее никому не известный Томас Кранмер, который в 1533 году с успехом аннулировал брак между монархом и Екатериной Арагонской.
И вскоре после того довольный Генрих и Анна были венчаны тем же самым Кранмером. Дочь Генриха, которую ему родила Екатерина, была признана незаконнорожденной. Специальный акт указывал, что любая попытка оклеветать новый брак монарха будет тождественна государственной измене.
Римский папа Климент VII отлучил Генриха от церкви, но это нисколько его не обеспокоило. Множество священнослужителей и политиков были казнены, поскольку не желали примириться с реформой.
Этот брак, ради которого было столько жертв, оказался несчастливым. Анна родила больного ребенка, разоряла государственную казну в отсутствие мужа, а после у Генриха появилась новая фаворитка, которую звали Джейн Сеймур.
Монарх решил не обходиться только разводом и отомстить жене: он сфабриковал дело о заговоре и Анну отправили на эшафот. Генрих полагал, что неприлично казнить собственную жену, поэтому архиепископ срочно расторг брак, и на следующий день Болейн лишилась головы.
Жены Ивана Грозного
Царь Иван Грозный превзошел Генриха VIII. Первые три супруги царя умерли ненасильственной смертью. Затем Иван Васильевич решил жениться снова, но столкнулся с тем, что церковь не венчала четвертый брак, даже если это брак самого государя.
И Грозный решил поклясться церковному собору, что не успел вступить в семейные отношения с третьей супругой, поскольку еще до свадьбы она была больна.
Вероятность того, что дело обстояло именно так, была крайне мала, ведь царских невест тщательно осматривали врачи. Собор разрешил царю венчаться в четвертый раз, наложив на него церковное покаяние.
Но через полгода четвертая жена Грозного, Анна Колтовская, отправляется в монастырь: доставшись царю так тяжело, она ему чем-то не угодила.
Пятый брак царя произошел без благословения церкви: Грозный взял в жены Анну Григорьевну Васильчикову, но она не была его супругой долго, поскольку вскоре скончалась. Через некоторое время после брака умерла и шестая жена Грозного Василиса Мелентьевна.
Лишь последняя жена Ивана Грозного, Мария Федоровна Нагая, сумела его пережить.
Петр I и Евдокия Лопухина
Петр и Евдокия поженились, когда ей было 20 лет, а ему 17. Брак устроила мать Петра, и он не был заключен по любви. По окончании стрелецкого бунта трон заняли сразу два царя: Петр и Иван. Иван женился на Прасковье Салтыковой, и было решено также женить Петра, ведь брак приравнивался к достижению совершеннолетия.
Петр увлекался кораблестроением, армией, его привлекал западный образ жизни, Евдокия же нисколько не разделяла его тяги. Довольно скоро супруги стали отдаляться. Из троих сыновей, что Евдокия родила Петру, жив остался только один — Алексей.
Бояре не смогли принудить Евдокию стать монахиней, поэтому Петр, принял решение о разводе, силой заточил ее в суздальский монастырь, где она стала монахиней Еленой.
В 1703 году Петр встретил Марту Скавронскую, которой было 19 лет. Она стала его любовницей, а через 9 лет они обвенчались.
Удивительна была судьба Евдокии: несмотря на то, что она жила в монастыре, она сумела завести там любовника. Она прожила дольше, чем Петр, его вторая жена, его сын и внук. Последний, кстати, вернул Евдокии ее права и освободил ее, выделив денежное содержание.