Многие называют крупнейшим финансовым скандалом 20 века крах целой банковской империи BCCI (Би-Си-Си-Ай). Когда в 90-х годах раскрылась истинная правда о деятельности этой организации, все мировое финансовое сообщество содрогнулось, так как речь возможно шла не только о гигантской растрате средств клиентов, но и вообще, о существовании крупнейшей за всю историю человечестве преступной организации.
Следователи буквально схватились за голову, когда узнали о фактах нелегальной торговли оружием, подкупа чиновников, отмывания денег. Ведь BCCI оперировал десятками миллиардов долларов. Еще в 1991 году банк считался одним из флагманов мировой финансовой системы, в нем работало 14 тысяч сотрудников, разместившихся в 400 офисах 73 стран планеты. Число вкладчиков превысило миллион, активы же самого банка на момент закрытия составляли 23 миллиарда, при этом они в итоге бесследно исчезли.
Вся история «Би-Си-Си-Ай» неразрывна с основателем банка и его руководителем до 1988 года пакистанцев Абеди, родившимся в 1922 году. Начав свою карьеру в банке, в 1947 году молодой человек попадает в Пакистан, а в 1958 году создает собственный Объединенный банк Пакистана. Абеди понял, что залогом процветания его дела станет дружба с сильными мира сего, вот почему он максимально старался заручиться поддержкой влиятельных кланов и политиков.
Однако в 1972 году все банки страны были национализированы, в этот же год в Люксембурге Абеди регистрирует банк «Би-Си-Си-Ай». По замыслам создателя эта структура должна приобрести новый тип, действовать по всему миру и не подчиняться ни одному правительству и законам.
Штаб-квартира нового банка находился в Лондоне, для поддержки работы был создан целый ряд офшорных компаний, а основная часть сотрудников являлись пакистанцами, преданных своему главе. Главными акционерами стал Банк Америки и шейх Зайед. Это помогло банку создать легенду о том, что за ним стоят богатые арабские шейхи. Однако спустя некоторое время контрольный пакет тихо перешел группе компаний, возглавляемых самим Абеди.
Пакистанцу не требовались деньги шейха, ему нужна была вывеска, которая обеспечила приток вкладчиков. Благодаря этому Абеди стал близок с крупнейшими мировыми лидерами, преподнося им подарки и оплачивая их расходы. В результате банк стал хранить деньги богатейших семей стран третьего мира, а также центральных банков других стран. 70−80-е годы стали периодом крупного роста «Би-Си-Си-Ай», только вот полноценной лицензии на деятельность в США и Великобритании банку так и не удалось получить.
Абеди не уделял особого внимания законности финансовых операций и происхождения средств. Вот почему благодаря распространенной сети филиалов «Би-Си-Си-Ай» вскоре стал инструментом для финансирования террористов, наркодилеров и прочих элементов такого рода. Банк помогал диктаторам и боевикам, через него тайно финансировалась ядерная программа Пакистана. Деятельность Абеди и его детища была прекрасно известна спецслужбам США и Англии, однако там доклад лег «под сукно». Да и сами эти организации активно пользовались услугами «Би-Си-Си-Ай» для совершения своих тайных организаций.
Настоящий золотым дном для банка стала война в Афганистане с участием СССР. Именно через «Би-Си-Си-Ай» Запад проводил мощную финансовую поддержку моджахедов. Интересно, что часть выделяемых средств расхищалась пакистанскими генералами, которые тут же в банке и отмывали их, расхищалось и поставляемое оружие, тоже не без участия «Би-Си-Си-Ай». К тому же банк обслуживал бизнес по производству героина в Афганистане. Однако для всего мира заведение оставалось солидным, отчетность показывала блестящие результаты, банк занимал первые места в различных рейтингах.
Чтобы обмануть весь мир банк построил сложнейшую систему корпоративных структур, операции разбивались на части и разносились по разным юридическим лицам. Часто даже высшее руководство понятия не имело о полной картине деятельности организации. При необходимости банковские документы подделывались, уничтожались. Аудит проводился таким образов, что проверяющие никогда не получали полной информации, а самые засекреченные офшорные структуры вообще никогда не проходили проверки.
Абеди создал финансовую машину, которая подлежала лишь его единоличному контролю, это стало идеальным механизмом для использования крупными преступниками со всего мира. Пакистанец обладал большим влиянием на всех, кто его знал, им даже была создана философская концепция «Би-Си-Си-Ай», согласно которой банк является духовной структурой, связанной с космосом.
Первые раскаты грома грянули в 1988 году, когда Абеди перенес сердечный приступ. О донорском сердце для банкира хлопотал лично Джимми Картер, а после операции пакистанец от дел окончательно удалился. Тогда же банк оплатил штраф за отмывание наркодолларов, однако представил этот случай как исключительный.
С окончанием в 1989 году афганской войны иссяк основной поток средств, да и для спецслужб не было никакой нужды оберегать деятельность банка. К банку все чаще стали возникать вопросы у аудиторов, в 1990 году семья Абу-Даби взяла формально «Би-Си-Си-Ай» под свой контроль, штаб-квартира переехала в Абу-Даби, что крайне затруднило дальнейшие расследования.
Уже в 1991 году факты мошенничества и подтасовки становятся все более очевидными, масштаб операций по «раздуванию» банка с 1976 года измерялся миллиардами. На основании доклада аудиторов в июле 1991 года Банк Англии закрывает «Би-Си-Си-Ай», после чего прекращается и его деятельность.
Интересно, что массовое ведение незаконных операций, которые по логике должны были стать сверхприбыльными, сам банк не был финансово успешным. Оказалось, что он изначально был несостоятельным, являясь, по сути, гигантской пирамидой, где деньги расходовались на новые офисы, взятки, премии менеджерам. Фрагментированность банка позволяла ему до поры до времени ускользать от проверок, в итоге же рухнувшая пирамида оставила долгов на сумму 10 миллиардов долларов.
Расследовать полностью все механизмы деятельности «Би-Си-Си-Ай» оказалось тяжелым, так как объемы документации составляли несколько миллионов листов, к тому же информация была крайне путанная и фрагментарная, да и самые важные улики покинули пределы Англии и Штатов. Сам Абеди говорил, что в отличии от западной культуры он уделяет большое внимание невидимому, что постфактум является, по сути, его признанием.
В 1995 году Ага Хасан Абеди умер в Пакистане, так и не выдавшем банкира правоохранительным органам. Судебные же разбирательства с участием обманутых вкладчиков длятся до сих пор, ими даже был выдвинут иск к Банку Англии за то, что тот долгое время не обращал должного внимания на симптомы поведения «Би-Си-Си-Ай».
Крах этого банка положил началу в 80−90-х всемирной борьбе возглавляемой США против финансовой преступности. Была создана специальная комиссия по проблемам отмывания капиталов, под ее влиянием во многих странах было соответственно изменено законодательство и появились надзорные органы. Сегодня создать подобную организацию будет уже не так просто, хотя череда финансовых скандалов в США свидетельствует о том, что борьба с преступлениями такого рода в самом разгаре.