Чезаре (Цезарь) Борджиа — испанец по происхождению, жил в Италии на рубеже XV-XVI столетий, хотел называться Цезарем. И у него были основания для этой исторической аналогии.
Он был современник многих великих людей. Среди них — Лоренцо Великолепный из дома Медичи и Никколо Макиавелли. При этом последний ценил его так высоко, что отразил впечатления о нем в своей знаменитой книге «Государь». А на службе у Борджиа какое-то время был сам Леонардо да Винчи, в качестве инженера.
Впечатляют титулы Чезаре Борджиа: герцог Валансский и Романьольский, принц Андрии и Венафра, граф Дийосский, правитель Пьомбино, Камерино, Урбино. Его должности: кардинал, гонфалоньер папской армии (руководитель войска), генерал-капитан Святой Церкви.
О Чезаре ходили противоречивые слухи. Великодушный, щедрый, обаятельный и — жестокий, коварный, беспощадный к врагам. На его гербе был девиз, который он выбрал сам: «Aut Caesar aut nihil» — «Цезарь или ничего». Такому девизу вполне соответствовала его яркая и очень короткая жизнь. Он погиб в 32 года.
Родился Чезаре Борджиа в 1475 г. Он был сын кардинала Родриго Борджиа (будущего папы Александра VI), что противоречило законам католической церкви, служителям которой надо было соблюдать целибат — запрет на брак и рождение детей. Однако это была эпоха Возрождения, когда многие нарушали церковные правила.
Мальчик был рожден любовницей кардинала Родриго Борджиа Ванноццей деи Каттанеи. Ее муж, скромный писец папской канцелярии Джорджио делла Кроче, спокойно воспринимал роман жены и не возражал против того, чтобы в семье жили дети от кардинала. Позднее, в возрасте 56 лет, Родриго Борджиа бросил прежнюю любовницу и завел новую, 16-ти летнюю красавицу Джулию Фарнезе.
Род Борджиа восходил к XI столетию, к королевской династии Арагона. В XIV веке фамилия достигла расцвета. В роду было два римских папы — Каликст III и Александр VI — и даже один святой, генерал ордена иезуитов Франсиско, живший в XVI и канонизированный в XVII столетии. При этом многие Борджиа прославились как злодеи-отравители. Известность приобрели участвовавшие в политической жизни братья Чезаре Джованни и Джоффре. Многие столетия окружена шлейфом страшных мифов их сестра Лукреция Борджиа. Правда, сейчас уже понятно, что она была не просто злодейка, но и жертва жутких обстоятельств.
Надо отметить, что у Чезаре не было мучительного комплекса бастарда. В 1480 г., когда ему было 5 лет, могущественный кардинал Родриго Борджиа добился, чтобы папа римский Сикст IV выдал грамоту о законном происхождения Чезаре. Мальчик стал официальным сыном кардинала.
Все детство Чезаре был осыпан золотым дождем. С 6-ти лет он получал доходы от монастыря в Валенсии, где он был записан как папский нотариус. Можно вспомнить пушкинского Петрушу Гринева: «Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом…».
Когда Чезаре исполнилось 8 лет, он был назначен пробстом — заместителем епископа области Альбы и тогда же — казначеем картахенской церкви. Это была типичная синекура — должность, на которой человек попросту числится и получал хороший доход.
Юный Чезаре отличался от братьев и сестер тем, что он любил учиться. С 15-ти летнего возраста он обучался в университете в Перудже, потом в Пизе. Осваивал древние языки, ораторское искусство, каноническое право. Назначения между тем продолжались. Будучи студентом Пизанского университета, 17-ти летний Чезаре стал генеральным нотариусом церкви и епископом Памплонским.
После очередного повышения Чезаре вежливо благодарил отца — и продолжал учебу. Его диссертация была посвящена каноническому праву и признана в университете одной из лучших.
1492 год — произошло в конце концов то великое событие, к которому давно стремился кардинал Родриго Борджиа, — он стал римским папой Александром VI. Он вошел в историю как зловещая фигура и в особенности прославился как отравитель: все боялись «белого порошка Борджиа».
Однако следует признать, что и предшественники Александра VI — Сикст IV и Иннокентий III — также были далеки от нравственной безупречности. Конец XV столетия ознаменовался разгулом непотизма, или кумовства. Было нормой пристраивать родственников на различные «теплые места». У папы Иннокентия III, которому, конечно, было положено соблюдать обет безбрачия, было 7 сыновей, и у всех их были прекрасные должности. Кроме того, это время расцвета системы индульгенций. За деньги церковь отпускала любые грехи. Все эти очевидные безобразия, которые люди не могли бесконечно терпеть, приближали Реформацию.
Став папой, Родриго Борджиа сделал 18-ти летнего Чезаре архиепископом Валенсии. А это 16 тыс. дукатов в год. Молодой человек стал одним из богатейших людей своего времени.
Итак, баловень судьбы: богат, знатен, очень красив и наделен огромной физической силой. Ходили слухи, что он мог появиться на празднике у простолюдинов, принять участие в соревновании борцов и быть там не последним. За это он пользовался популярностью у солдат и горожан.
Чезаре мечтал совсем не о новых церковных должностях и доходах, а о воинской славе. Однако в роду Борджиа военная карьера предназначалась старшему сыну. А старшим сыном Александра VI был Хуан, или по-итальянски Джованни. Ему досталась должность гонфалоньера (главнокомандующий папским войском). Злые языки поговаривали, что он был далек от военного дела: в бою побеждал не он, а его офицеры, а сам он очень красиво и торжественно въезжал в Рим. Однако возможно, это были попросту сплетни.
Второму сыну Борджиа необходимо было посвятить себя карьере церковной. Но Чезаре не мог позабыть девиза своего кумира Юлия Цезаря «Veni, vidi, vici» — «Пришел, увидел, победил». Он привык добиваться цели любой ценой.
1494 год — начались так называемые Итальянские войны. Чем они были вызваны? Италия конца XV столетия — это мозаика маленьких городов-государств, отдельных феодальных княжеств. Территория богатая, яркая, с высокой культурой. Довольно большой соблазн для сильных соседей: север — Франция, запад — Испания и восток — Священная Римская империя германской нации. А римским папам не давала покоя мысль об объединении Италии под своей властью.
Александр VI маневрировал. Когда король Франции Карл VIII выдвинулся с войском на Италию, имея главной целью Неаполитанское королевство, папа решил пропустить его через свои владения на юг. А чтобы ему поверили, не боялись, что он ударит французской армии в тыл, он отдал в заложники своего сына Чезаре. Когда же политическая ситуация изменилась, молодой человек романтически бежал, переодевшись конюхом.
Войны длились на протяжении нескольких лет с переменным успехом. Джованни не блистал как полководец. А в 1497 году он был убит при загадочных обстоятельствах. Известно только, что на один из пиров за ним явился человек в маске. Джованни охотно пошел с ним — и исчез. После некий рыбак увидал, как ночью всадники бросили тело в Тибр. И в реке в действительности обнаружили труп зарезанного Джованни Борджиа. В том же году Чезаре снял с себя сан кардинала, чтобы возглавить войско римского папы.
1499 год — Цезарь Борджиа прибыл во Францию, к Людовику XII, который сменил скончавшегося Карла VIII. Цезарю поручалось привезти очень важное для Людовика папское разрешение на развод. Но встреча имела и крупные политические цели. С молодым королем были связаны надежды на то, что Франция перестанет быть настолько враждебной Италии и опасность с севера уменьшится.
Борджиа красиво обставил свое вступление в Париж. По улицам шли 24 белых мула, груженные дарами для короля. Рядом слуги вели под уздцы 16-ть чистокровных коней в серебряной сбруе. Ходили слухи о том, что конь Чезаре Борджиа подкован золотом. Народ надеялся даже, что одна из золотых подков останется на мостовой. На самом Чезаре была кольчуга из тонких золотых листьев и золотая герцогская цепь с бриллиантовым украшением, хотя он только еще должен был получить титул герцога из рук французского короля.
Произвести впечатление удалось. Людовик XII пообещал папе римскому дружбу. Правда, длилась она недолго. Итальянские войны завершились только в 1559 г. знаменитым Като-Камбрезийским миром, который зафиксировал преимущество в Италии Испании, а не Франции.
Но пока Чезаре Борджиа получил от короля Франции военную поддержку — 2 000 всадников и 6 000 пехотинцев — для поддержания порядка в Папской области и покорения области Романья. Такова была первая цель Александра VI — создать крепкое ядро в центре Италии, чтобы потом всю ее объединить под эгидой папства.
Кроме того, Чезаре нашел во Франции невесту, сестру короля Наварры Шарлотту д’Альбре. Состоялась пышная свадьба. Молодые супруги провели вместе несколько месяцев. У них родилась дочь Луиза Борджиа. После отъезда Цезаря Шарлотта больше никогда его не видела, но всегда хранила добрую память о нем.
А он возвратился в Рим, к своей мечте — создать на базе папства сильное итальянское государство. В сражениях 1499 г. он проявил ценные полководческие качества, и прежде всего стремительность. Его армия один за другим захватывала города в Романье. Сдавшихся добровольно, Борджиа запрещал грабить.
В это время он пригласил к себе на службу в качестве главного инженера Леонардо да Винчи, художника и ученого, имевшего грандиозную славу. Тогда же ко двору Борджиа прибыл как посол Флоренции Никколо Макиавелли. Чезаре произвел на него впечатление сильного, дальновидного, целеустремленного человека, который в действительности хочет объединить Италию. Макиавелли было больно видеть, как дивный ковчег уникальной культуры гибнет из-за политической разобщенности. После того как они около двух месяцев провели в постоянном общении, великий мыслитель убедился, что Италии нужен такой человек, как Борджиа.
Макиавелли написал: «И я не знаю лучшего образа действий, который мог бы избрать новый государь, занявший трон по праву наследования. В тех случаях, когда его мероприятия не приносили успеха, причина заключалась не в допущенных герцогом ошибках, а в его несчастливой судьбе». Почему же судьба Чезаре Борджиа названа несчастливой? Это стало понятным несколько позже.
В результате военные успехи привели к тому, что к 1502 году его стали бояться окружающие правители. Те, кто возглавлял Милан, Флоренцию и более мелкие города, остерегались, что в конце концов он подчинит себе всех. Потому был организован заговор во главе с Джованни Бентивольво. Но заговорщиков выдали предатели.
Чезаре отправился на переговоры с разоблаченными заговорщиками, добился покаяния, пообещал им прощение, а после взятия очередного города, прямо во время праздника, отдал приказ всех зачинщиков казнить. Одновременно в Риме Александр VI арестовал оппозиционных кардиналов, и многие из них стали таинственно умирать. Подсчитано, что за его одиннадцатилетнее правление скончались больше 20-ти кардиналов. Вот откуда разговоры о таинственном «белом порошке Борджиа», о перстне с отравленным шипом и об убийственном пожатии руки.
Казалось, Борджиа восторжествовали: заговор разоблачен, зачинщики казнены, недовольные на удивление своевременно умирают. Чезаре стал фактическим правителем всей Северной и Центральной Италии, части Испании и части Франции. Это было нечто подобие империи, непрочной, но дававшей реальные доходы.
Но грянул гром. События августа 1503 г. можно назвать «отравленный отравитель». Александр VI и Цезарь Борджиа заболели. Диагноз в те времена был почти всегда одинаков — лихорадка. Показательно только, что отец и сын занемогли после совместного ужина. Теплым августовским вечером они ужинали в саду, окрыленные своими победами. Мало того, что им покорились все важнейшие итальянские области, еще несколько усилий, новые договоренности с французами и испанцами — и можно идти на юг, и все реальней становится перспектива единой Италии.
Спустя несколько дней после августовского ужина 1503 г. папа Александр VI умер. Чезаре, тяжело больной, заперся в замке Ангела в Риме. Он рассказал Никколо Макиавелли, что у него был план на случай возможной кончины отца. Задача — сохранить папский престол за семейством Борджиа и продолжить объединение Италии. Им было предусмотрено все, кроме собственной болезни.
Избрание нового папы проходило без активного участия Чезаре. Престол занял лояльный Борджиа Пий III. Но он побыл папой лишь 27 дней. И умер, вероятно, также от «лихорадки». При этом его отравителем точно являлся не Чезаре, которому это было невыгодным.
Место скоропостижно скончавшегося Пия III занял тот, кто давно ненавидел Борджиа, — кардинал Джулиано делла Ровер. Он стал папой Юлием II. Именно этот папа в доспехах выходил на поле брани. При нем была расписана Сикстинская капелла в Ватикане. От него сбежал в Болонью недовольный Микеланджело — а Юлий последовал за ним. Неординарный, сильный человек.
Приход Юлия II означал закат судьбы Чезаре Борджиа. Новый папа сразу же объявил его узурпатором и отдал приказ арестовать. Но Борджиа вырвался из-под ареста и бежал на юг, в Неаполь. Там он был предан и снова арестован, несмотря на охранное письмо от испанских монархов Фердинанда и Изабеллы.
1504 год — Чезаре отправили в Испанию, в мрачный замок Вильянуэва-дель-Грао. Он был там в течении почти двух лет и опять бежал. К зубцу стены был привязан канат, по которому узник спустился вниз, где его поджидали верные люди. Веревка оказалась коротковата; слуга, который спускался перед ним, упал и сильно разбился. Чезаре, также ударившегося, полуживого, дотащили до лошади, и он все-же смог ускакать прочь.
Вот что написал современник, Херонимо Зурита: «Освобождение Чезаре обрушилось на папу как гром среди ясного неба. Герцог был единственным человеком, способным даже в одиночку взбудоражить и поднять всю Италию. Само упоминание его имени разом нарушило спокойствие в церковном государстве и сопредельных странах, потому как он пользовался горячей любовью множества людей: не только воинов, но и простолюдинов. Еще ни один тиран, кроме Юлия Цезаря, не имел подобной популярности».
Но куда ему было бежать? Из баловня судьбы он превратился в изгоя. Он написал Людовику XII. Как у его вассала, у Чезаре имелись два крупных герцогских владения во Франции. И жива была жена, которая, как ни странно, все еще хорошо к нему относилась.
Ответ Людовика был таков: «Все владения: герцогство Валентино и другие — возвращены под власть французского короля, поскольку ты, Чезаре, изменник, ты изменил мне с испанской короной». Конечно, это была политическая игра. Путь во Францию оказался закрытым.
1507 год — Цезарь бежал в Наварру, где правил брат его жены, король Жан. Это маленькое королевство в пиренейском пограничье между Францией и Испанией, было вассалом Франции, но добивалось независимости.
Борджиа приняли хорошо, потому как король Жан нуждался в искусном полководце. Чезаре оказался как бы в кукольном государстве, во главе кукольного войска. Правда, пришла военная помощь от Максимилиана — императора Священной Римской империи германской нации, заинтересованной в том, чтобы Наварра была более независима, а Франция не усиливалась.
Чезаре пытался навести порядок в Наварре, которую разрывали междоусобицы. Он взялся быстро подавить выступление наваррской знати в Виане. Все считали, что у него это получится. Но произошло невозможное — он погиб в первом же бою.
Столкновение было почти случайным. Заметив сепаратистов, Цезарь вскочил на коня и помчался следом. Немецкое же войско за ним не торопилось. Не исключено, что оно было подкуплено. Он оказался фактически один против отряда врагов и погиб, изумляя всех своей отвагой и получив, по легенде, 25 смертельных ранений. Это было почти самоубийство.
Чезаре Борджиа был похоронен в церкви Санта-Мария-де-Виана, недалеко от места гибели. Покоя он не обрел и после смерти. Спустя 200 лет епископ Калахоррский, бывший в тех местах, узнал, чья это могила, и, помня о Борджиа-отравителях, приказал удалить из церкви «нечестивые останки».
Где они теперь — неизвестно.