Место для рекламы

Тринадцатая мазурка

http://muzogig.net/gig/шопен%20мазурка%2013/

__ _Всё поглощают страсти
____Всё воскрешают сомненья
___________Джудит Райт

А в памяти конверсия такая:
мгновенья милого всё искупают:
обиды стынут — чем-то стыдным,
а подлости — как бы неловкости-
бледнеют, тают.

Тропинки памяти проторены не горечью,
и неуместно грустному в истории
(боль в дымке, жизнь — тире меж датами),
высокое попсою конвертирует
грусть в скуку, в нетоску без боли.

Земля кругла залогом оптимизма:
за болью скука, а за скукой — счастье,
осенняя тоска сменяется сном зимним
и новый номер года, как новая надежда,
что Новая Весна — весна души через ненастье.

__________
Д. ХАРМС. КОНЦЕРТ ЭМИЛЯ ГИЛЛЕЛЬСА В КЛУБЕ ПИСАТЕЛЕЙ 19-ГО ФЕВРАЛЯ
1939 ГОДА (отрывок)

[Написание фамилии Гилельса и некоторых других слов сохранено в книге «Даниил Хармс. О явлениях и существованиях», откуда цитируется это эссе, по автографу Хармса.- ред.]

…Во втором отделении он исполнил две вещи Шопена: Балладу и Полонез. Единственно, чем он отметил Шопена, это задумчивостью своего исполнения.
С нашей точки зрения, для правильного исполнения Шопена, необходимо понять три важных фазы в каждом его произведении. Эти фазы мы называем:
1. Накопление
2. Отсекание
3. Вольное Дыхание
У нас нет под рукой Баллады, и потому мы рассмотрим сходную с ней 13-ю мазурку ор. 17 4. Мы будем указывать порядковые номера тактов.
Первые четыре такта мы назовем настройкой, особенно 4-ый такт, который определяет весь тон мазурки, как бы недописанной и потому импрессионистической.
С 5-го такта начинается первое накопление. Левая рука остается в верхнем положении, нажимая различные трезвучия, кроме тонического (a-moll). На 13-ом такте левая рука ударяет нижнее ля, впервые опускаясь вниз и касаясь основного тона. Накопление еще не кончено, т.к. правая рука проделывает в это время довольно сложную быструю фигуру в триолях, где основной тон ля пролетает в восьмых, и, сейчас же, в 14-ом такте накопление продолжается; левая рука опять сгущается в своих верхних пределах, и вдруг, в 19-ом такте, происходит быстрая подготовка к разрешению: правая рука делает максимальный взлет (верхнее do), а левая — максимальный спуск (нижнее mi), и в 20-ом такте наступает полное разрешение (правая рука держит тонику все ¾, а левая нажимает нижнее ля и тоническое трезвучие), и первое накопление заканчивается. Но с 21-го такта начинается новое накопление, почти совершенно такое же, как и первое, разница едва заметная. И вот это-то незначительное отклонение (сравни такты 7-ой с 23-им, 13-ый с 30-ым и 15-ый с 32-ым), но гениально правильно найденное и создает драгоценную «небольшую погрешность» [Термин Я. С. Друскина «равновесие с небольшой погрешностью», Сравни с термином Розанова «чуть-чуть». — прим. авт.].
И вот тут-то, на 37-ом такте, заканчивается фаза накопления и начинается новая фаза, известная некоторым композиторам, а в особенности Шопену, — это фаза отсекания.
Смысл этой фазы примерно тот же, что и в площадках лестницы: во-первых, дать некоторый отдых, а во-вторых, если это нужно, сделать поворот.
Обыкновенно рассказывая о фазе накопления, человек мягко сгибает ладони и несколько раз сближает их друг с другом, описывая в воздухе полукруги. Фазу отсекания человек изображает так: он, твердо выпрямленными ладонями, рассекает по диагоналям воздух перед собой в разных направлениях.
Мы думаем, что и при исполнении Шопена фазу отсекания надо играть более твердой рукой, чем фазу накопления. Отсеканием всегда служит некая повторяющаяся музыкальная фигура, изображаемая при словесном рассказе твердой ладонью, которой рассказчик рубит перед собой в разных направлениях.
В 13-ой мазурке этим ударам ладони соответствуют музыкальные ходы вниз (такты 38 и 39-ый, 40 и 41, 42 и 43). Например, такты 38-ой и 39-ый:

Надо очень отчетливо и искусстно отделить при исполнении фазу отсекания от фазы накопления.
В 13-ой мазурке, после отсекания, опять идет накопление с 46-го по 61-ый такт. Дается опять новый вариант накопления, объединяющий I и П варианты, но, вместе с тем, разнящий от них небольшой погрешностью.
И вот, к концу Ш накопления, слушатель вдруг понимает, что накопление, собственно говоря, и не прекращалось и что его так много, что дыхание спирается. Слушатель окончательно пресыщен накоплением. И вот тут-то Шопен оставляет эту фазу и переходит к фазе вольного дыхания.
Для этого Шопен переходит в мажор, и, на 62-ом такте, как бы распахивается дверь, и дыхание делается вольным.
У слушателя создается на секунду впечатление, будто все, что было до этого такта, являлось только вступлением и что только сейчас началось настоящее. Но когда тема этой фазы, вместо того чтобы развиваться, постоянно возвращается к секунде восемь раз на протяжении 32-х тактов, слушатель, несмотря на открытую фазу вольного дыхания, начинает ощущать потребность в новом решении, которое Шопен и дает с 94-го такта в виде темы I-го накопления. Он проводит в ней 4-ый вариант, опять создавая небольшую погрешность. И на этот раз слушатель понимает, что-то, что он, на 62-м такте, положил считать только вступлением к вольному дыханию, есть, на самом деле, решение вольного дыхания.
Засим следует фаза сложного отсекания с постоянной фигурой
Характер этой фазы импрессионистический, и потому Шопен заканчивает ее (а с ней вместе и всю мазурку) первыми четырьмя тактами, тактами настройки. Но теперь слушатель естественно воспринимает импрессионистический характер этой настройки и нисколько не удивляется, что вся мазурка заканчивается секстаккордом фа мажора.
Таким образом, мы видим, что вся мазурка состоит из 9 частей:

1. Настройки… такты 1 — 4
2. I накопление…5 — 20
3. II накопление…21 — 37
4. Отсекание…38 — 45
5. III накопление (и пресыщение)… 46 — 61
6. Вольное дыхание…62 — 93
7. IY накопление… 94 — 109
8. Отсекание (завершающее)…110 — 129
9. Настройка… 130 -133

Мы знаем твердо одно, что пианист при исполнении этой мазурки должен четко выявить смысл каждой части и заставить слушателя почувствовать все переходы от одной части к другой.
Баллада Шопена своим строением напоминает 13-ую мазурку. Гиллельс не разобрался в смыслах баллады, и единственно, что он сказал своей игрой, это то что Шопен несколько более задумчивый композитор нежели Лист. Это столь же бессмысленно, как называть Чехова «певцом вечерних сумерек».

Даниил Хармс

http://intoclassics.net/publ/4-1-0-116

Опубликовал    31 дек 2016
0 комментариев

Похожие цитаты

Вменяемость в тебя, в себя

#828621 -Я не такая, какая — знаешь, я-не такая, сама не знаю, какая я, но — не такая. Тоска незнания, не тает....

__________ На тебе сошелся клином белый свет
_______________ М. Танич, И. Шаферан
Вот Новый Старый Год!
Снежинки тают, от волшебства
слегка устали:
-Ты невменяем!
-Я весь в-тебяем!-
Из нас двоих — ну кто же знает?
-Какие мы, и ты какая:
момент — одна, потом другая…
Ведь ты живёшь, не представляя
себя, в мгновеньях рассыпая,
всегда другая ты, иная
и за собой не успевая,

Опубликовал  пиктограмма мужчины12947  13 янв 2017

Когда душа пуста
-немного подожди,
чуть потерпи.
Ну, будь же любопытен:
твой вакуум (б. м. чистота?)
так неустойчив (срочно оцени!)
готов забиться спамищем обычных,
как будто истин.

Так полюби же
пепелище
своей души.
И будь придирчив
в той стартовой тиши

Опубликовал  пиктограмма мужчины12947  03 июл 2015

Рефлексивное управление девушками на Руси

коммент к #836700 LaBeLLa:"На Руси девушки узнавали какой хлеб любят, понравившиеся им парни , брали такой хлебушек, растирали его в кашицу с водой и намазывали этой кашицей себя...Потом смывали, конечно. Но парни выбирали этих девушек по запаху, не осознавая, что волосы понравившейся пахнут любимым хлебом","- дарю идею любому желающему". Это мой комментарий к LaBeLLa. В эпиграфе -определение рефлексивного управления, в послесловии -развёрнуто.

«Управление осуществляется не в результате прямого навязывания другому своей воли, а за счет передачи ему «оснований», из которых тот, как бы дедуктивно выводит предопределенное таким основанием решение. "

То не поле лён синеет
Капельками неба
Милому -сказать не смею
До чего он люб мне.

То не солнышко округу
щедрым светом напоило
-мне любимая подруга
по секрету объяснила

Запах-праздник, запах дома
-хлеб печёт родная мама.

Опубликовал  пиктограмма мужчины12947  13 дек 2015

Википедия о «Мыслителе» Родена(1888 г): «Моделью для скульптуры послужил француз по имени Жан Бо, мускулистый боксёр, в основном выступавший в Париже, в квартале красных (!) фонарей. По первоначальному замыслу автора скульптура называлась «Поэт» и была частью композиции «Врата ада» по мотивам «Божественной комедии», изображая Данте.

Её раздевание-
вечная тема:
праздник в финале
радостей тела.

…Души раздевание
и обнажение —
«Праздник в финале»?
-Всяко бывает…

#5863 - уточнение.

Опубликовал  пиктограмма мужчины12947  12 июл 2015

Летят гуси

http://www.stihi.ru/pics/2017/03/25/9301.jpg?5736 для первичной медитации

Пели, когда грустно
«летят гуси».
Что-то в глупой экологии,
нет той грусти.

Гуси есть, хотя и мало,
грусть-тоска — уверенны.
Шоу есть, а песен нет,
ими грусть не мерена.

Птицы-гуси, как и песни
за семью морями
Шоу пальмового масла
родилось не с нами.

http://www.stihi.ru/pics/2017/03/25/9301.jpg?5736 для первичной медитации

Опубликовал  пиктограмма мужчины12947  25 мар 2017