Фольклор Оркнейских и Шетландских островов — один из самых необычных во всей Европе. Дело в том, что он объединил целых три мифологических мира: классический скандинавский, кельтский и британский, последний из которых сам по себе — невообразимая смесь из чего только можно. Поэтому верования на этих островах понемногу похожи на всё и не похожи ни на что. На этих островах нет фэйри, как в Британии, но зато есть троу.
Троу — по многим признакам вроде бы похожи на британский подземный народец, но их скандинавские корни то и дело вдруг выходят на поверхность в странных деталях. Да, троу — это фэйри, название которых произошло от скандинавских троллей.
Как и у всех германских народов в древности, цикл зимних праздников на этих островах назывался Йоль или Йуль. Затем он наложился на Рождество и почти перестал быть отличимым от него. Остатки былых верованиях сохранились только в некоторых ритуалах и названиях. А начало зимних праздников приходилось на день под названием «Ночь Тулья» (Tul-ya's e’en) и наступал он за семь дней до Йоля, то есть до праздника зимнего солнцестояния. Это был один из самых хлопотных дней в году. Потому что с этого дня все троу, которые весь остальной день жили под землёй, могли выходить на поверхность и свободно разгуливать среди людей. Людям этого, конечно, не хотелось. Всё-таки подземный народец и люди сожительствуют вместе не очень хорошо, и если себя не защитить, то троу этим непременно воспользуются. Обряды, которые защищали людей от троу в этот период назывались «сэйнин» (saining) и были призваны защитить людей и их собственность от посягательств троу.
С первого же дня праздников вводился запрет на работы кроме необходимых дел по дому. В первую очередь, надо было защитить имущество и скот. Поэтому в первый день зимних праздников все люди брали две соломинки и клали их в виде креста на каменных ступеньках в амбар, где хранились все запасы соломы и зерна. Затем из хвоста каждого домашнего скота вырывалась одна волосинка, затем все они сплетались вместе и прикреплялись к дверям коровника. Затем, через все помещения проносился горящий торф. В общем, если очутиться ещё в XIX веке на каком-либо из этих островов и увидеть как островитяне бегают по домам и хозяйственным помещениям с горящим торфом на лопате и заплетают косы из нескольких волосинок, то значит начались зимние праздники и они пытаются защититься от местных волшебных существ.
Но, конечно, самую большую опасность троу представляют для людей. Не потому что очень злобные. Просто им нравятся как проводят время люди и они пытаются поучавствовать во всеобщих празднованиях. Но могут это сделать только приняв личину кого-нибудь из людей. А чтобы это сделать, им нужно похитить настоящего человека, личину которого они надумали принять. Люди на Оркнейских и Шетландских островах верят, что троу, похищая человека, оставляют на его месте подобие, которое выглядит как человек, но в действиельности является только куском бессмысленной плоти, или просто мертвецом. Людям проще защитить себя от троу, чем своё имущество, но именно лень и пренебрежение правилами обычно заканчивается для них летально. Троуне выносят знака креста, не выносят молитв и любого благочестивого слова. Многие даже считают, что для защиты хватит обычного знака креста, нарисованного на одежде или на теле. Казалось бы, куда проще. Но именно самые простые действия как раз не выполняются людьми.
Троу обожают песни и пляски и постоянно пытаются присоединиться к вечерним гуляниям, которые традиционно устраиваются на островах, а Рождество. Они исключительные танцоры, именно так их чаще всего узнают. На островах бесконечное количество историй про то, как люди пренебрежительно отнеслись к своим обязанностям по защите себя и своих детей от троу и за это поплатились. Одна из историй рассказывает как молодая мать отправилась на танцы, устраиваемые по соседству. Вскоре после их начала туда пришли двое босоногих детей в ночных рубашках, которые так удивительно танцевали, как будто их научили троу. Когда их увидела мать, то воскликнула «Господи, мальчики мои!» При этих словах дети немедленно растворились в воздухе, а все поняли, что это были троу, так как эти существа не могут оставаться видимыми, если при них упомянуть бога или сказать любую фразу христианского характера. Как оказалось, мать даже не думала проводить «сейнинг», а детей нашли под утро в земляном рву далеко от дома, замерзшими.
Зимние празднования на островах обычно продолжаются 24 дня. Последний день — самый опасный, особенно для детей. В этот день даже нанимали специальных «мудрых женщин», чтобы они стерегли младенцев от посягательств троу. Под вечер люди обычно собирались в группы или хотя бы в пары, потому что наступал последний вечер пребывания троу на земле и их опасность для людей возрастала многократно. В этот вечер троу, которые как-то всё-таки забирались в дома и пристройки, но сделать ничего вредоносного особенно не могли, если были приняты меры безопасности, выгоняли. Под вечер люди читали молитвы или Библию, но для верности пользовались более традиционным и проверенным методом: проходили по всем постройкам и двору с железными предметами и угрожающе трясли ими во все стороныТроу, как и их британские собратья фэйри, не выносят даже вида железа.
На следующее утро все запреты снимались. В этот день даже если не собирался работать, нужно было создать хотя бы её видимость. Женщины начинали шитьё, мужчины выходили в море за рыбой, пусть всего на полчаса и без улова, но выходили. Все делали вид, что снова при деле. А троу, изгнанные в свои подземные пределы, ждали следующей зимы.