Место для рекламы

Чем смерды отличаются от холопов

Смердами на Руси в IX—XIV вв.еках называли обычных крестьян-землепашцев. Слово «смерд» индоевропейского происхождения. Оно является несколько видоизменённым вариантом лексемы «смурд» (или «сморд»), которая означала «простой человек» или «зависимый человек».
Права смердов Смерды — изначально свободные жители деревень. Позднее они были закрепощены и стали принадлежать князьям. Смерды относились к низшим слоям русского общества, но не были такими же бесправными и зависимыми, как холопы. Они могли иметь свой собственный земельный надел, но были обязаны также обрабатывать и землю помещика. При этом цена жизни и смерда, и холопа была одинакова. Официальный штраф за убийство любого из этих людей — 5 рублей.
После принятия Русью христианства появилось и другое наименование смерда — «крестьянин», что означает буквально «христианин». Смерд — более языческое понятие. При этом оно очень долго использовалось на Руси и постепенно стало приобретать негативный характер. Так стали презрительно называть простолюдинов.
Смерды несли воинскую повинность. Они могли либо лично участвовать в боевом походе в качестве пеших воинов или всадников, либо «откупиться» поставкой лошадей для конницы. Смерды владели имуществом, поэтому самые зажиточные могли себе это позволить. Также они входили в состав сельской общины. Если одного такого землепашца убивали, всё, чем он владел, делили между собой члены общины (согласно «Русской правде»).
Смерды могли передавать своё имущество по наследству сыновьям. За неимением последних земельный надел после смерти смерда переходил князю. В Новгородской республике смерды были государственными, поэтому обрабатывали государственную землю. Князь при этом мог их подарить церкви или монастырю, тогда крестьяне должны были работать уже на церковников.

Холопы и их права

Холопами называли самое бесправное население не только деревень, но и городов (весей). Холоп, таким образом, мог жить не только в сельской (как смерд), но и в городской местности. В отличие от смерда холоп был абсолютно бесправен. Он практически являлся рабом. Рабское положение холопов было отменено только Петром I в 1723 году.
Холопы были рабами из местного населения. Другую категорию рабов — челядинов — князья приобретали во время завоевательных походов на соседние или удалённые земли. Челядин — это раб-иноземец. Он был ещё более бесправен, нежели холоп. Практически приравнивался к вещи.
Рабское положение холопа отражалось во многих юридических моментах. Такой человек целиком и полностью принадлежал помещику. Последний имел полное право убить своего холопа за какой-то проступок. За это его никто не смел осудить. Если же феодал убивал чужого холопа, он платил штраф, как за порчу чужого имущества. Также холопы не имели земельных наделов или какой-либо другой ценной собственности.
Холопами становились за проступки, преступления, долги, по праву рождения или в результате венчания (замужества). Если князь серьезно за что-то разгневался на крестьянина, он мог отнять всё его имущество и вместе с семьей перевести в ранг холопов («Русская права»). Торговец-растратчик, не способный сполна выплатить свой долг, «продавал себя в холопы». И конечно, дети холопа с первого дня жизни являлись холопами. Свободная женщина, выйдя замуж за такого человека, становилась холопкой.
Эти люди выполняли всю работу в домах господ и обрабатывали их землю наряду со смердами. Им отводилась вся самая грязная, «чёрная» работа в доме. Но иногда холопы обучались и ремеслам, что не происходило со смердами (они были сугубо землепашцами). Холопами вовсю торговали. Чем умелее был такой работник, тем выше была на него и цена. Если холоп был полезен господину и хорошо исполнял свою службу, владелец по желанию мог отвести своему рабу отдельное жильё или даже подарить вольную (отпустить на свободу).

Разряды холопов

Господские холопы подразделялись на классы согласно умениям и способностями, которыми они обладали. Так называемые «большие холопы» были в некотором смысле привилегированными рабами. Они выполняли более ответственную работу (ключники, управляющие) и могли руководить «меньшими» холопами. Последние исполняли всю черновую работу: были пекарями, тонкопрядильцами, конюхами, пастухами, плотниками и пр. Они же являлись домашней прислугой. «Малых» холопов, обладающих какой-то полезной профессией, называли «деловыми людьми».
Отдельную категорию составляли так называемые «боевые холопы». Они сопровождали господина в военном походе и отбирались из числа «больших» холопов. Эта категория населения составляла основную часть войска и вооружённой охраны князя. По сравнению с другими классами холопов она была достаточно привилегированной, чем-то средним между крестьянами и дворянами.
В число боевых холопов часто попадали дети обедневших бояр, поэтому эта категория «служивых» имела больше прав, чем холопы-чернорабочие и управляющие. Из имущества воины могли иметь лошадь (иногда двух) и полное боевое снаряжение.

Переход в другое сословие

После отмены крепостного права (начиная с 1861 года) начал формироваться новый класс — мещанство. Этим словом называлось городское население самого низшего ранга. Мещанами становились вольноотпущенные благодаря крестьянской реформе смерды и боевые холопы, освобождённые по какой-то причине от своих воинских обязанностей (например, за долгую самоотверженную службу).
Мещане были не только свободными, но ещё и налогооблагаемыми гражданами. Они могли иметь лавку, заниматься ремёслами, продавать плоды своего труда на рынке, но обязаны были при этом платить налог. Екатерина II официально закрепила статус мещанства в «Жалованной грамоте городам» от 1785 года.
Мещане стояли на ступеньку ниже купцов, но также считались «правильными» городскими обывателями. Они владели большей частью городского недвижимого имущества.
Класс мещан также постоянно претерпевал изменения. Одни мещане не хотели или не могли платить налоги, поэтому становились крестьянами. Другие получали образование и поднимались на ступеньку выше — переходили в категорию разночинцев.
Так русское общество постепенно все сильнее расслаивалось, и многие представители низших слоев населения страны получали новые возможности.

Опубликовала    12 дек 2016
1 комментарий

Похожие цитаты

Обувь на Руси

«Шевели поршнями!». Слышали такую фразу? Посыл понятен: нужно ускорить темп ходьбы или бега. Но откуда пошло это выражение, и что собой представляют эти поршни?

Поршни — простейшая русская кожаная обувь, известны на Руси с давних пор: ещё в VII веке похожую обувь носили восточные славяне, а позже — небогатый городской люд. Само слово «поршни» переводится с древнерусского «лоскут» или «рыхлый».
Они пользовались популярностью у народа: для изготовления не требовалось никаких особ…

Опубликовала  пиктограмма женщиныИсабель  18 фев 2017

Гномоны, клепсидры и другие способы, которыми определяли время наши предки

Циферблат часов управляет жизнью миллионов людей. Он так прочно вошел в жизнь, что уже трудно представить, как вообще можно было обходиться без этого. Хотя древние люди могли достаточно точно определять время, лишь с небольшой погрешностью. Как им это удавалось, и что для этого нужно…

Гномон — солнце светит, время известно

До того, как механические часы получили широкое распространение, время определяли при помощи сол…

Опубликовала  пиктограмма женщиныИсабель  10 июн 2018

16+

За что на Руси сажали на кол, а за что кипятили в масле?

Казнили на Руси издавна, изощрённо и мучительно. Историки по сей день не пришли к единому мнению о причинах появления смертной казни.

Одни склоняются к версии продолжения обычая кровной мести, другие отдают предпочтение византийскому влиянию. Каким же образом на Руси расправлялись с теми, кто преступил закон?

Утопление

Это вид казни был весьма распространён в Киевской Руси. Обычно он применялся в тех случаях, когда требовалось расправи…

Опубликовала  пиктограмма женщиныИсабель  31 мар 2017

Оборона Козельска

Осенью 1237 г. татаро-монгольское войско под предводительством хана Батыя напало на территории северо-восточной Руси. За короткий срок разрозненные силы русских князей оказались разбиты по частям, были захвачены и разорены города: Рязань, Коломна, Москва, Владимир, Суздаль, 4 марта 1238 г. во время сражения на р. Сити погиб великий князь владимирский Юрий Всеволодович.

В марте Батый сосредоточил свои главные силы у Торжка и оттуда направился в поход на Новгород, но, не дойдя примерно 200 км, по…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныAlex Sneg  30 мар 2017

Самый ГЛАВНЫЙ предмет в школе… ДОЛЖЕН быть -ИСТОРИЯ…Когда историю… НЕ УЧАТ… получается МАЙДАН!!!

Опубликовала  пиктограмма женщиныХУЛИганка Я  06 апр 2014