Обычный день подходил к вечеру. Пришла подруга, забрала детей на прогулку, я приготовила им ужин и только собралась посмотреть новости, уютно расположившись на диване, как зазвонил телефон. Мама. Очередная попытка прервать моё выразительное и красноречивое молчание. Вот уже почти месяц, как я перестала разговаривать практически со всеми родственниками, пытаясь объяснить им, что мне надоело всех слушать и слышать в одностороннем порядке.
— Не могла бы нам сварить манной каши на ужин?
Почему не могла бы? Да легко. Новости можно и ночью глянуть.
— Могу. Пусть систэ берет кастрюлю и топает ко мне.
Через пару минут пришла сестра, отдала мне кастрюлю и собралась уходить.
— Проходи, выпей кофейку, я быстро сварю. Чего туда-сюда ходить?
Варю кашу, не переставая помешивать, систэ потягивает кофеек и таким будничным тоном сообщает:
— Ты представляешь, мне мама говорит, что у неё голова чешется, попросила посмотреть. Ну, я посмотрела. Чистенькая голова, а потом смотрю, а за ухом сидит здоровенная вошь. Ну, я её прибила.
Я, уронив ложку в кашу, моментально севшим голосом, уточнила:
— У мамы вши?
— Нет, одна только была. Это точно волос-то мало, я хорошо проверила, гнид нет. Одна здоровенная вошь. Вот откуда она взялась, скажи мне? Может на нервной почве? Говорят так бывает. Я до сих пор вся чешусь, — жалобным тоном закончила сообщение сестра.
Забыв совершенно о каше, начала лихорадочно соображать. Так, мама уже три года не выходит из дома. И у неё вошь, значит кто-то принес. В прошлом году у неё нашли клеща, ну, так это я ей принесла с лесу. А вошь? Сестра тоже дома постоянно сидит. Отец? За последние два месяца я его дважды запирала в больницу. Так. В приемном покое его взвешивали, измеряли давление и рост, а вот голову не проверяли. Значит, не проверяют ни у кого. Ужас. Надо позвонить начмеду и выяснить, почему не проверяют голову на предмет вшей при поступлении в больницу. А если не отец? Доча ходит к бабушке заниматься каждый день. То был не ужас, ужас вот он. Ход моих мыслей прервала сестра:
— Вроде каша пригорает. Не чувствуешь запах?
Нет, не чуяла я никаких запахов. Прислушалась к собственному организму и почувствовала, что по моей голове пешком ходят полчища вшей. Сдвинув кашу с плиты, запустила в волосы обе руки, в надежде нащупать хотя бы одну. К горлу подступил ком, глаза вылезли из орбит:
— Когда? — едва выдохнула я.
— Что когда? — уточнила сестра.
— Когда ты поймала вошь?
— Так вчера ещё.
— А почему мне не сказали?
— Так ты же не разговариваешь с нами.
— Замечательно. Кашу сварить или ещё что-то — это вы можете позвонить мне. А про вшей сказать — нет. Обо вшах я бы непременно поговорила с вами. Так, пойдем проверишь мне голову.
Чёс усиливался с каждой секундой, сестра перебирала прядь за прядью.
— Нет у тебя ничего. Чистая голова. Ни перхоти, ни гнид, ни вшей, — через десять минут осмотра выдала заключение сестра.
— Ты хорошо давай ищи. У мамы тоже не сразу нашла, так у неё три волосины, а у меня их полно, — приказным тоном вернула сестру к осмотру своей головы.
Ещё десять минут поисков не дали никакого результата. Сестра забрала слегка поджаренную кашу и потопала домой.
Вернулись с прогулки дети с подругой. Я безо всяких прелюдий сразу сообщила, что у мамы изловлена вошь. Подруга не стала снимать шапку. Попыталась осмотреть голову двухлетнему сыну, но безуспешно. Шустрик убегал от меня, выкручивался и орал, когда, словив его, пыталась проверить голову. Занялась дочкой, та покорно сидела. Волос густой и очень длинный, сантиметров 70−80. Я, перебирая волосы, перебирала события последних дней. Дети три недели болели, держалась температура, врач настоятельно рекомендовал не мыть их. Дочка почесывала голову. Но ведь это вполне объяснимо — столько времени не мыться. Как температура пришла в норму, сразу помыла детей и себя. Голову мыли новым шампунем. У меня по шее и плечам пошло раздражение. Аллергия, такое часто бывает при смене шампуня. Дочка пожаловалась, что голова чешется после мытья сильнее. Это меня насторожило. Осматривала голову с фонариком, при очень ярком освещении. Прыщики были, а вшей — нет. Это точно, проверяла хорошо. Сын до сих пор в садике не был, я с ним дома, а дочь уже три дня ходит в школу. Может оттуда ветер дует? Голова чесалась неимоверно. Позвонила сестре, потребовала прийти и продолжить осмотр моей головы. Она пришла и, спустя минут двадцать, торжественно заявила, вытянув из моей голову нечто и посадив на чистый лист бумаги:
— Вот, смотри. Какая-то крокозябла. Это вошь, наверное.
На листке лежала черная, как смоль, палочка, тонюсенькая и с миллиметр в длину. Просто лежала, движения никакого. Вдвоем с сестрой склонили головы над ней и молча наблюдали.
— Почему ты решила, что это вошь?
— Ну, а кто это? Конечно, вошь, — не стала утешать меня сестра.
— А почему она не двигается, они же вроде как бегать должны?
— Ну что ты хочешь? Она напугана, вот и сидит тихо.
— А ты видела вообще когда-нибудь настоящих вшей? — не унималась я.
— Вчера у мамы, — напомнила сестра.
— А до этого?
— Конечно, сколько я по больницам моталась. Вшивых привозили, да и у тебя в детстве же были, я их ловила — пояснила сестра.
— Они были такие же?
— Нет, светленькие были, а те, что крови напивались — красноватые, — просвещала меня сестрица.
— А эта почему черная?
— Ну, может это другой вид. Но это точна вша, — подытожила сестра.
Продолжая наблюдать за черным существом, выдворенным из моей головы, попыталась мыслить. Начнем. Что я знаю о вшах? Паразиты. Живут в волосах на голове. Размножаются быстро, откладывая гниды. Всё. Это всё, что я знаю о них. Как же мало я всё-таки знаю. Вот всяких ненужных знаний полно, а таких важных и очень нужных — нет. Ну, почему я никогда не видела вшей? Хотя видела, издалека. В школе у одноклассника регулярно появлялись вши, он сидел передо мной, я, заметив движение у него на макушке, отправляла его домой. Он, собрав по другим классам своих шестерых братьев и сестер, отправлялся домой. На следующий день они все возвращались в школу, обритые наголо и на время исцеленные от педикулеза. В шестом классе этот мальчик к моей радости притормозил, благополучно оставшись на второй год. Всё. Больше никогда вшей не довелось наблюдать. Ай, как плохо. Надо просвещаться. На листке бумаги не наблюдалось никакого движения. Кто же это там?
Вспомнила, что у меня есть муж. Которого не долюбила)) позвонила, прежде уточнив, не на крыше ли он, строитель) (заботливая)
Приперся мой дорогой супруг с препаратами от вшей. Когда мазал мне голову, приговаривал: «Ира ну зачем тебе вши? Я же с детьми спал. Почему у меня нет?»
Я ответила коротко и ясно:
— Всю глобальность катастрофы оценить не можешь. Даже мои вши с тобой жить не хотят.