«Губит людей вода»: как водопровод навредил Римской империи и дому Романовых
Про гусей, спасших Рим, знают даже дети, а о том, что погубило его, учёные размышляют до сих пор. По одной из версий, немалую роль в вырождении римской аристократии и последующей гибели могущественной империи сыграл знаменитый водопровод.
А точнее — свинец. Напомним, что римляне использовали этот тяжёлый металл для производства водопроводных труб. Например, на один лишь сифон знаменитого акведука в Лионе (тогда этот город носил название Лугдунум) было израсходованно целых 12 тысяч тонн свинца. В результате почти во всех населённых пунктах Римской империи, достаточно крупных, чтобы иметь централизованную систему подачи воды, граждане пили воду, отравленую этим токсичным элементом. «Почти» — так как существовали и керамические акведуки.
Мало того, свинец использовался также для лужения медной посуды, ведь он обладает прекрасной коррозийной стойкостью.
Дальше — больше. Кулинары тех времён подметили, что в свинцовой посуде пища приобретает сладковатый вкус, что на фоне дефицита сладкого воспринималось как весьма положительная трансмутация.
В первую очередь постарались улучшить вкус спиртного. Для этого в свинцовой посуде упаривали виноградный сок. Получившийся концентрат носил название сапа или дефрутум. Он был и консервантом и подсластителем, им исправляли прокисшее вино. Ацетат свинца (II), а именно это соединение было ответственно за столь чудесные свойства, делало вино сладким и подавляло процесс дальнейшего брожения.
Как вы уже догадались, это соединение кроме плюсов обладало и существенным минусом — значительной токсичностью. Есть свидетельства, что многие учёные мужи той эпохи (например, Диоскорид Педаний) правильно понимали причинно—следственную связь между употреблением такого исправленного вина и необычными для немодифицированного вина симптомами отравления: судороги, различные нарушения нервной деятельности, а в тяжёлых случаях — паралич. Вдобавок соединения свинца вызывают бесплодие (как мужское, так женское), апатию и слабоумие.
Именно поэтому существуют веские причины полагать, что систематическая интоксикация соединениями свинца могла погубить Римскую империю. И страдала от этого неблагоприятного воздействия по большей части аристократия, то есть именно богатые патриции, которые могли позволить себе обильные возлияния и воду из водопровода. Такая вот ирония судьбы, замешанная на незнании химии и классовой несправедливости.
Сходный случай, судя по всему, имел место быть при первых Романовых, в России молодой. Нанятые фряжские архитекторы—чудодеи реконструировали в 1633 году московский Кремль и из лучших побуждений проложили водопровод. Со свинцовыми трубами.
Кремлёвский свинцовый водопровод работал чуть больше ста лет — его уничтожил пожар 1737 года. И в этот период царская семья не отличалась хорошим здоровьем.
Можно много спорить, почему Алексей Михайлович был прозван Тишайшим, и его старшие сыновья Федор и Иван оказались весьма болезненными, но есть серьёзные основания подозревать причину недугов этих людей в употреблении «свинцовой» воды. Если рассматривать младшего сына, будущего Петра Первого, то как раз на его внешности негативное влияние свинца оставило, судя по некоторым признакам, весьма характерный след. Это только на картинах и в кино Петра изображают богатырём, тогда как реальное телосложение царя больше соответствовало известному шемякинскому памятнику.
К десяти годам, когда Пётр покинул Кремль, он был весьма странен характером (это никого не смущало — подумаешь, царевич дурковать изволили, ему боженька разрешил), но главное — сложением. У Петра были длинные руки и ноги при узких плечах. Токсикологи указывают, что у подростков, которые регулярно травятся соединениями свинца, этот тяжёлый металл концентрируется на концах бедренных костей, костях предплечья, у обоих концов берцовых костей и голени. А если подрастающий организм при этом получает хорошее питание, что для царевичей было весьма характерно, то происходит толчкообразный (то есть, неравномерный во времени, непропорциональный) рост этих костей.
А нам такое не грозит?
Из наиболее близких к нам по времени примеров массового отравления свинцом и его соединениями — конечно же, применение бензина с тетраэтилсвинцовой присадкой. Данное соединение является сильным ядом.
Первыми, примерно в 1924 году это прочувствовали рабочие, производящие бензин. Предпринятые меры по охране труда устранили случаи отравления на производстве, зато тетраэтилсвинец стал накапливаться в воздухе, почве, в воде и пище — то есть повсюду. Причин насторожиться было достаточно, ведь концентрация свинца в телах людей ХX века стала в сто раз (!) выше, чем в телах людей Средневековья.
Когда масштаб бедствия стал очевиден, в СССР этот вид бензина запретили в крупных городах и природоохранных зонах. Это произошло в 1960-х, а с 2000 года тетраэтилсвинец запретили в ЕС с 2000 и с 2002 года — в России.