Место для рекламы

ЖАВОРОНОК

К #946489 -14 ноября, преодолевая минные заграждения,подорвалась подлодка Л-2 Спаслось трое.Вместе с экипажем погиб штурман лодки, поэт Алексей Лебедев https://pbs.twimg.com/media/CxOPcBOWIAAayWD.jpg

То был рассвет свинцово-алый,
Холодной пены тусклый мел,
И вот измученный, усталый
На рубку жаворонок сел.
Пронизанный морозной пылью,
Он сотни миль летел с трудом,
Намокли маленькие крылья
И стали покрываться льдом.
Одно спасение от бездны,
От поджидающих смертей —
Кусочек палубы железной
В немолчном рокоте зыбей.
«Не бойся, чудачок, не тронем.
Устал? Какой же разговор!»
Берет в широкие ладони
Комочек пуха комендор.
Дрожали маленькие веки,
И сердце било дробь быстрей,
Сидел он в штурманском отсеке,
Товарищ неба и полей.
И улыбались все широко,
И тот, кто спал, вставал от сна,
Как будто в кубрик раньше срока
Пришла балтийская весна.
Пришла, неузнанная СНИСом*,
Не устрашила глубина,
И кок кормил пичугу рисом
За неимением пшена.
Закат провел огнем границу
И медленно вдали померк,
И боцман взял любовно птицу
И вынес бережно наверх.
«Лети, браток, привет Кронштадту,
Здесь близок берега гранит».
И наш недолгий гость крылатый
Рванулся пулею в зенит
Над зыбью темной и лиловой
На ост от борта корабля,
Туда, где реки и дубровы
И благодатные поля.

1941
*) СВЯЗЬ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА
В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941−1945 ГГ.

Карелов
Александр Васильевич,
капитан 1 ранга

Все средства наблюдения и связи на Морском театре военных действий должны были обеспечивать непрерывное наблюдение за обстановкой по всему побережью и надежную связь кораблей и самолетов, находящихся в любом районе, с командованием флота и соединения. В предвоенные годы в ВМФ была создана стройная структура построения Службы связи, обеспечивающая ее единую организацию и централизованное руководство системами и средствами.
Управление силами Балтийского, Черноморского, Северного и Тихоокеанского флотов, Амурской, Дунайской и Пинской флотилий обеспечивали созданные в их составе Службы наблюдения и связи (СНиС). Служба НиС каждого флота и флотилии включала береговую и корабельную СНиС, а на флотах, кроме того — Службу связи ВВС.

В береговую СНиС входили посты наблюдения и связи (посты НиС) и станции технического наблюдения (гидроакустические, теплопеленгаторные и ночного видения), развернутые вдоль побережья, участки, объединяющие группы постов, и районы, куда входили участки. Все элементы береговой СНиС имели связь друг с другом и со своими штабами.
На всех флотах и флотилиях, кроме того, имелся узел связи, который соединялся с узлом связи Главного морского штаба (ГМШ), с узлами связи военно-морских баз (ВМБ) и соединений. Узлы связи состояли из приемных и передающих радиоцентров и радиостанций, телефонных, телеграфных центров и станций, которые соединялись между собой воздушными, подземными и подводными кабельными линиями связи. Отдельные элементы узлов связи (телефонные и телеграфные центры и станции, радиобюро) размещались непосредственно на командных пунктах и в штабах флотов и соединений. Магистральные линии проводной связи дублировались радиосвязью.
В первые дни войны на флотах началось наращивание сил и средств связи, развертывание дополнительных постов НиС, радио- и телефонно-телеграфных станций, а также строительства воздушных и подземных линий связи.

Корабельная СНиС включала в себя средства связи надводных кораблей (НК), подводных лодок (ПЛ) и вспомогательных судов. К началу войны они были оснащены отечественными средствами связи системы «Блокада-1» и поступающей ей на замену более совершенной системы «Блокада-2». В интересах обеспечения управления подводными лодками в подводном положении, а также их взаимодействия друг с другом и с надводными кораблями, были приняты на вооружение средства гидроакустической связи.
Для береговых объектов разных категорий, классов НК и ПЛ были разработаны и введены табели вооружения их аппаратурой связи.

Служба связи морской авиации включала в себя узлы связи ВВС флотов и авиасоединений, проводные линии оперативной телефонно-телеграфной, магистральной связи, взводы и роты связи на аэродромах с их оснащением и средства связи самолетов. На вооружении частей состояли KB- автомобильные и стационарные радиостанции типа PAT, РАФ, РСБ, 11 АК, 5 АК, мощностью от 0,25 до 1 кВт, переносные радиостанции и использовавшиеся в Красной Армии кабели, телефонная и телеграфная аппаратура.
Самолеты разведывательной, бомбардировочной и торпедоносной авиации были оборудованы радиостанциями типа РСР и РСБ, оснащение радиостанциями истребительной авиации закончилось только в середине войны.

Руководство Службами связи флотов, флотилий и морской авиации по специальным вопросам осуществляло Управление связи ВМФ, образованное в 1938 году.
Первые дни Великой Отечественной войны показали высокую готовность служб НиС флотов и флотилий к обеспечению управления силами. В ночь с 21 на 22 июня 1941 года связисты своевременно довели до флотов и их соединений приказ Наркома ВМФ о переводе флотов на оперативную готовность 1. С началом войны перед Службой связи ВМФ главной стала задача обеспечения управления силами флотов и флотилий в боевых действиях на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях.

Связь Главного морского штаба начиная с первых месяцев войны обеспечивали узлы связи: основной, запасные (созданные в Куйбышеве и в Ульяновске), подвижный (смонтированный в четырех железнодорожных вагонах) и плавучий (смонтированный в корпусе сетевого заградителя «Исеть»). Решением начальника Генерального штаба генерала армии Г. К. Жукова основной узел связи ГМШ, располагавшийся в Москве, планировался к использованию в качестве запасного узла связи Генштаба. Связь с Верховным Главнокомандующим, Ставкой, Генштабом (передача оперативных документов и прямых переговоров) осуществлялась с помощью телеграфных аппаратов Бодо по прямым каналам и через узел оперативной связи Генштаба.

Отдельными темами в статье рассмотрены: Связь штабов флотов и флотилий, Связь штабов военно-морских баз.

Связь надводных кораблей:
В направлении «берег-ПЛ» передачи осуществлялись на сменной волне KB-диапазона и постоянной волне СВ-диапазона передатчиками узла связи флота одновременно с одного ключа, а на БФ — KB-передатчиком плавбазы подводных лодок. На Б Ф и ТОФ применялись широковещательные СВ-передатчики, которые манипулировались непосредственно с приемного радиоцентра флота. Передачи велись в сеансы связи квитанционным, а позднее бесквитанционным способом. Было установлено не менее четырех получасовых сеансов в сутки. Первая передача радиограмм производилась с поступлением ее на средства связи, после чего она повторялась в 3−4 х сеансах связи. Особо важные сообщения передавались и большее количество раз. Приемные вахты на ПЛ открывались при каждом всплытии в надводное положение.
На ТОФ в 1942 году отрабатывался подводный прием на ДВ.
В направлении «ПЛ-берег» для повышения надежности и достоверности связи было увеличено количество пунктов радиоприема, а для повышения скрытности подводных лодок и скрытности связи — сокращено время передачи донесений с помощью таблиц условных сигналов. Во второй половине 1943 года на СФ передачи на подводные лодки и с подводных лодок стали осуществляться на сменных волнах KB-диапазона, различных для подводных лодок ближнего и дальнего действия. Волны выбирались оптимальными для районов действий ПЛ. Среднее время доведения информации до подводных лодок составляло 68 минут, а в направлении «ПЛ-берег» — до 8 мин. При связи с НК и ПЛ широко применялся способ территориально разнесенного приема и передачи информации.

Связь морской авиации обеспечивали узлы связи ВВС флотов и авиасоединений. К началу войны Служба связи морской авиации имела сложившуюся организационно-штатную структуру и отработанную организацию наземной и воздушной связи, проверенную на учениях и в боевых действиях против японских империалистов и в финской кампании. Основу наземной системы связи составляли отдельные роты, узлы и взводы, а по штатам военного времени формировались батальоны связи. Почти полностью было закончено создание сети оперативной телефонной связи, обеспечивающей прямую проводную связь штабов ВВС флотов с основными аэродромами и со штабом авиации ВМФ (Москва). Завершилось строительство на флотах опорных радиоцентров. Связь с самолетами в воздухе организовывалась в радиосетях, с наземными объектами — в радиосетях и радионаправлениях. Развитие и совершенствование радиосвязи способствовало расширению взаимодействия авиации с силами флота и с сухопутными войсками. Преимущественное использование морской авиации в первый период войны для нанесения ударов по наземным целям требовало тщательной подготовки дальней связи.

Связь частей береговой обороны (БО) и морской пехоты обеспечивали узлы связи морских оборонительных районов, секторов БО, соединений, участков СНиС и их постов. В первый период войны (22.06 1941 г.- 18.11.1942 г.) в частности, много нового было внесено флотскими связистами в связь корпостов. На Балтике созданная при обороне Ленинграда телефонная сеть, в которую входили все артиллерийские корабли, батареи береговой артиллерии флота, телефонные станции штабов флота и соединений, управление начальника артиллерии БФ, посты НиС и корпосты, позволяла оперативно придавать любой корпост любому кораблю или батарее. Телефонная связь дублировалась радиосвязью.

Во второй период войны (19.11.1942 г.- конец 1943 г.) основными задачами СНиС являлись обеспечение управления силами в военных действиях по прикрытию побережья и по содействию сухопутным войскам в наступательных операциях, а также в самостоятельных боевых действиях по нарушению морских сообщений противника и по защите своих морских перевозок. Наиболее ответственными для служб НиС флотов и флотилий стали задачи, поставленные перед ними в битвах за Ленинград, Сталинград, Кавказ и Днепр, в боевых действиях по защите морских сообщений на Северном ТВД.

В третий период войны (январь 1944 г.- 9.05.1945 г.) перед Службой связи ВМФ стояли следующие задачи: обеспечение управления силами в военных действиях по прикрытию побережья, по содействию сухопутным войскам в наступательных операциях, в совместных операциях на приморских и приречных направлениях, а также в самостоятельных боевых действиях по нарушению морских сообщений противника и защите своих перевозок.
Специалисты узла связи ГМШ успешно выполнили задачу по обеспечению связи Генерального штаба РККА со штабом Главного командования советских войск на Дальнем Востоке в период разгрома группировки японских войск в Маньчжурии. Для этих целей были использованы каналы магистральной связи ВМФ с Тихоокеанским флотом.
В течение всей войны неустанное внимание уделялось повышению живучести объектов и линий связи. Строительство защищенных помещений и оборудование в них приемных и передающих центров, телеграфных и телефонных станций велось на всех флотах. Повышенными темпами создавались проводные линии связи, осуществлялось кольцевание основных направлений связи. Широкое развитие получило формирование подвижных (на автомобилях) радио-, телеграфных и телефонных станций, а также радиоцентров. Одной из трудоемких проблем было снабжение частей связи и кораблей средствами и имуществом связи. Для ее решения силами связистов изготавливались переносные радиостанции, телефонная аппаратура.
Связисты успешно выполняли непосредственные задания командования ВМФ, в частности по созданию плавучего узла связи «Исеть» в 1941 году, оборудованию самолетов БФ аппаратурой автосигнальной связи «Траке», предназначенной для корректировки с самолета ПЕ-2 огня крупнокалиберной корабельной и железнодорожной артиллерии, по разработке в 1943 году антенны «ВАН», позволившей подводным лодкам осуществлять связь в перископном положении, что значительно повысило их скрытность. Кроме того, связистам ВМФ принадлежит приоритет создания в тяжелейшие 1942−1943 годы войны одной из первых отечественных радиолокационных станций и образования Радиотехнической службы ВМФ. Связисты ВМФ в 1943 году на основе обобщенного опыта первых этапов войны начали работы по созданию принципиально новой радиоаппаратуры системы «Победа».

Уровень развития техники, организация связи, а также специальная подготовка личного состава Службы связи флотов и флотилий удовлетворяли требования управления боевыми действиями разнородных сил ВМФ. В период войны ни одна операция флота не была сорвана по причине некачественной связи. Боевой опыт по организации, обеспечению и осуществлению связи явился мощным фундаментом для развития и совершенствования связи Военно-Морского Флота в послевоенные годы.

Опубликовал    15 ноя 2016
3 комментария

Похожие цитаты

Возвращение из похода

Продолжение #946489 -14 ноября, преодолевая минные заграждения,подорвалась подлодка Л-2 Спаслось трое.Вместе с экипажем погиб штурман лодки, поэт Алексей Лебедев https://pbs.twimg.com/media/CxOPcBOWIAAayWD.jpg

Когда мы подвели итог тоннажу
Потопленных за месяц кораблей,
Когда, пройдя три линии барражей,
Гектары минно-боновых полей,

Мы всплыли вверх, — нам показалось странно
Так близко снова видеть светлый мир,
Костер зари над берегом туманным,
Идущий в гавань портовый буксир.

Небритые, пропахшие соляром,
В тельняшках, что за раз не отстирать,
Мы твердо знали, что врагам задаром
Не удалось у нас в морях гулять.

Опубликовал  пиктограмма мужчины12947  14 ноя 2016

Артиллерийская таблица

14.11.1941, преодолевая минные заграждения,подорвалась подлодка Л-2 Спаслось трое.Вместе с экипажем погиб штурман лодки, поэт Алексей Лебедев https://pbs.twimg.com/media/CxOPamAWgAA3qJ0.jpg #946489

Ты, спутница походов и сражений,
Невелика. И шрифт не крупен твой.
Но вижу взлет бессонных вдохновений,
Полдневный блеск над выжженной травой,

Сухой песок морского полигона,
Желтеющую хвою на сосне,
Разбитые стрельбой кубы бетона
И рваные пробоины в броне.

Ты создавалась для борьбы суровой,
Артиллерийской мудрости скрижаль,
Когда по точным методам Чернова
Коваться стала пушечная сталь.

Опубликовал  пиктограмма мужчины12947  14 ноя 2016

МОРСКАЯ ПЛЯСКА

К #946489 -14 ноября, преодолевая минные заграждения,подорвалась подлодка Л-2 Спаслось трое.Вместе с экипажем погиб штурман лодки, поэт Алексей Лебедев https://pbs.twimg.com/media/CxOPcBOWIAAayWD.jpg

Силой всех мехов и планочек
Тишину, баян, сотри.
Выходил плясать Романычев —
Комендор с «Эль-три».
Прозвенела сталь подлодки
Тоненькую жалобу,
Краснофлотские подметки
Целовали палубу.
И глаза у всех открыты,
Потому что был в ударе
Этот очень прочно сшитый,
Шесть пудов тянувший парень.
И пошел мельчайшим шагом,
Осыпая дробь с носка,

Опубликовал  пиктограмма мужчины12947  15 ноя 2016